В Москве в среду завершилось заседание группы высокого уровня совета министров Союзного государства России и Белоруссии. Белорусскую делегацию возглавлял вице-премьер по вопросам интеграционного сотрудничества Сергей Румас, российскую — первый вице-премьер Игорь Шувалов.
На нынешнем саммите обсуждались 12 вопросов, в основном поставленных Минском. Отвечая после встречи на вопросы журналистов, госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота рассказал, что вопрос о создании белорусского инновационного фонда как де-факто филиала «Сколково» будет решен до конца нынешнего года. Также, по его словам,
на заседании была завершена работа над соглашением о сотрудничестве в области использования и развития российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. Осталось лишь подписать это соглашение.
Говоря о других вопросах повестки дня, госсекретарь сообщил, что по всем вопросам достигнуты положительные решения, однако «глубина их разная». В частности, белорусская сторона вынесла на заседание вопрос об утилизационном сборе на автотранспорт. Скорее всего, сказал Рапота, данный вопрос будет решаться на уровне таможенной «тройки» Белоруссии, России и Казахстана.
Не решился на заседании и один из самых болезненных для Минска вопросов — о подписании баланса топливно-энергетических ресурсов Союзного государства.
Баланс на 2013 год по политическим причинам не подписан до сих пор, из-за чего объемы поставок (российской нефти в Белоруссию, белорусских бензинов и дизтоплива в Россию) приходится согласовывать отдельно на каждый квартал. Отвечая на вопросы журналистов, госсекретарь сообщил, что министерства энергетики двух стран «продолжат работу по данной тематике». В переводе с дипломатического языка это означает, что до достижения договоренности так же далеко, как было полгода назад.
Кроме того, на заседании рассматривались вопросы собственности Союзного государства, обеспечения равных условий для граждан Белоруссии и России в сфере образования, о приоритетных направлениях дальнейшего развития Союзного государства и другие. Но никаких конкретных документов подписано не было. Большинство из обсужденных проблем будут вынесены на ближайшее заседание совета министров Союзного государства.
«Сейчас в белорусском руководстве, при всей его демонстративно-монолитной преданности Лукашенко, идет яростная борьба двух политических групп. Первая — это «западники», которые убеждены, что Белоруссии следует развиваться по европейскому пути, а союз с Россией в стратегическом плане до добра не доведет.
Неформальный лидер этой группы — Владимир Макей, нынешний министр иностранных дел, говорит белорусский политолог Виктор Демидов. В понедельник он впервые с конца 2010 года побывал в Брюсселе, чтобы обсудить формат возможного участия Минска в ноябрьском саммите «Восточного партнерства».
«Вторая группа — это, наоборот, сторонники максимально тесного союза с Москвой и возрождения СССР под маркой евразийской интеграции. Неформальный лидер этой группы — Лев Криштапович, замдиректора Информационно-аналитического центра при администрации Лукашенко. Именно представители второй группы часто ездят в Москву, это они и задавали тон на переговорах в среду, — говорит Демидов. — Здесь важны не какие-то конкретные договоренности — их, как видим, собственно, и нет, а поддержание тесного контакта с теми, кто в правительстве России наиболее заинтересован в инкорпорации Белоруссии, ее вхождении в состав России, пусть даже «под соусом» Евразийского союза».
Впрочем, другие эксперты склонны видеть в любом участии официального Минска в каких-либо правительственных переговорах исключительно финансовый интерес — попытки продать что-либо или в очередной раз просто так получить какие-либо преференции от России.
«Судя по вынесенным на обсуждение вопросам, основная задача для белорусских переговорщиков состояла в поисках дополнительных ресурсов для национальной экономики,
— уверен Андрей Поротников, руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog. — Сотрудничество между будущим национальным инновационным фондом Белоруссии и «Сколково» — это, по сути, попытка получить доступ к российскому бюджетному финансированию для модернизации и развития национальной экономики. На фоне скромных успехов самого «Сколково» искренний интерес к нему белорусской стороны можно объяснить только этим. Отсюда и готовность превратить национальный инновационный фонд, который по идее должен быть самостоятельным инвестором, в некоторого рода филиал «Сколково».
«Прорыва в части подписания долгосрочного, а не квартального баланса по поставкам нефти достичь не удалось. И можно уверенно говорить, что и не удастся до тех пор, пока Москва не увидит прогресса в продвижении тех самых пяти совместных проектов в области промышленной кооперации (о которых говорят с февраля), а по сути — передачи России части национальной индустрии. Судя по отсутствию внятных перспектив подписания долговременного баланса по нефти, белорусские власти легко расставаться с собственностью не собираются и готовы еще «пободаться». Тем более что за плечами почти 20-летний опыт противостояния давлению (а иногда и шантажу) Москвы», — говорит эксперт.