Такого славословия, какого удостоились на этот раз китайцы, не слышали от Лукашенко даже российские президенты, когда Минску были крайне нужны российские кредиты. «Сегодня Китай реализует у нас 20 проектов примерно на $5,5 млрд. Инвестиции огромные. Они сопоставимы, может быть, только с Российской Федерацией, – заявил Александр Лукашенко, прилетев в Пекин. – Если Китайская Народная Республика позиционирует себя сегодня уже как империя, в хорошем смысле слова, если это ведущее государство, – без Европы, без этого центра, она развиваться не может. Я полагаю, что Китайская Народная Республика выбрала Беларусь. … Китай – ведущая держава мира, и сегодня, вы знаете, если надо «измерить температуру» на планете, то это уже не в Вашингтоне, не в Брюсселе и не в других государствах. Это уже в Пекине».
Не обошлось и без шпильки в адрес Москвы – белорусский президент демонстративно упомянул, что на военном параде в Минске 3 июля были показаны бронеавтомобили «Дунфэн Мэнши» (китайские копии «Хаммеров»), которые Китай подарил Белоруссии.
Официальный Минск называет КНР своим стратегическим партнером в Азии, выражает готовность освоить $30 млрд китайских инвестиций и стать плацдармом Китая в Европе.
В программу трехдневного визита Лукашенко в Пекин вошли встречи с высшим руководством страны – председателем КНР Си Цзиньпином, премьером госсовета Ли Кэцяном и главой всекитайского комитета народного политического консультативного совета Юй Чжэншэном. Подписано более 30 соглашений, протоколов и контрактов о торгово-экономическом и инвестиционном сотрудничестве, а также совместная декларация, определяющая стратегию отношений Пекина и Минска.
Как заявил вице-премьер Белоруссии Анатолий Тозик, по итогам переговоров заключено контрактов и соглашений на $1,5 млрд.
«Полагаю, что значимость этого визита для наших двусторонних отношений трудно переоценить. Сегодня в КНР к власти пришло пятое поколение руководителей. Фактически нынешний визит – это подведение итогов нашего сотрудничества за предыдущие 10 лет и определение стратегических направлений развития на грядущее десятилетие», – отметил Тозик.
Помимо прочего государственный военно-промышленный комитет Белоруссии и государственная администрация оборонных технологий и промышленности КНР подписали соглашение о сотрудничестве в сферах оборонных и космических технологий. Также Китай пообещал выдать Минску льготный покупательский кредит для строительства линий электропередачи от строящейся в Островце за российские деньги АЭС.
Минпром Белоруссии и китайская корпорация Zhejiang Geely Holding Group договорились, что китайские инвестиции в производство автомобилей в Белоруссии увеличатся до полумиллиарда долларов, а выпуск легковушек Geely, ориентированных на рынок России, в 2015 году будет доведен до 120 тыс. в год.
Но главным совместным проектом все же остается строящийся под Минском китайский индустриальный парк.
«С момента реализации этого проекта в полном объеме страна в год будет получать дополнительно до $50 млрд экспорта. Это увеличит нашу финансовую стабильность. Это самый больной вопрос на сегодняшний день для нашей страны, – считает Александр Лукашенко. – Самое главное, мы не создаем здесь «парк отверток», образно говоря. Здесь должен производиться высокотехнологичный продукт завтрашнего дня: от разработок до производства, в конечном счете, конкретного товара, который пойдет на рынок. Это инвестиции ведущих компаний мира, которые сегодня работают в Китае. Это кредиты Китайской Народной Республики. И поверьте, это признание благонадежности и надежности Беларуси в глазах китайского руководства, китайских специалистов, китайского народа. Вы в нестабильную страну свои деньги вкладывать не будете. Поэтому мы высоко оцениваем этот проект».
Китайско-белорусский индустриальный парк в Смолевичском районе Минской области станет самым крупным совместным проектом, а после его реализации – самой большой промышленной площадкой в Европе, созданной Китаем. Под парк отведено более 80 кв. км, на первоначальном этапе инвестиции составят около $5,6 млрд, строительство займет около 30 лет.
«Все белорусские экономисты дружно прогнозируют уже этой осенью обвал белорусского рубля, сопоставимый с катастрофической девальвацией 2011 года. После заявлений чиновников правительства о том, что «девальвации не будет», наученные опытом белорусы тут же бросились в обменники скупать доллары и евро, снимать деньги с рублевых депозитов, – говорит белорусский политолог Виктор Демидов.
Лукашенко оказался на пороге очередного краха, только теперь он отправился за деньгами не в Москву, как обычно, а в Пекин.
Просто Москва больше не дает: еще в марте, на Высшем госсовете Союзного государства, министр финансов России Антон Силуанов прямо увязал новые российские кредиты с приватизацией белорусских госпредприятий. Но приватизация – последнее, на что готов пойти глава Белоруссии.
То есть Москва денег больше не дает, МВФ и ЕБРР тоже отказались давать новые кредиты, требуют экономических реформ. ЕС денег и подавно не даст, пока есть политзаключенные и нет даже намека на честные выборы. Верные друзья Уго Чавес и Муамар Каддафи умерли. Оставшиеся со времен СССР излишки вооружений уже распроданы. Остается Китай, которому нужен логистический центр и промышленная площадка на границе с Евросоюзом. А это как раз то, что Лукашенко может предоставить: так, строительство огромного китайского индустриального парка под Минском начинается уже в этом году. Потому белорусский президент сейчас и отправился в Пекин с протянутой рукой: больше некуда».