Социологи Левада-центра спросили россиян об их отношении к Олимпиаде-2014 в Сочи и чемпионату мира 2018 года (эти мероприятия должны пройти в нашей стране).
Если в июне 2012 года проведением Олимпиады в Сочи гордилось 68% россиян, а противоположные чувства испытывали 24%, то в июне этого года гордости у россиян несколько поубавилось.
Гордятся проведением Олимпиады и чемпионата мира 61%, не испытывают таких эмоций 29%.
Нет оптимизма и по поводу окупаемости крупных спортивных мероприятий. В апреле 2011 года число считающих, что Олимпиада и чемпионат окупятся, составляло 49%, а количество людей, полагающих, что этого ждать не стоит, — 36%. В июне этого года количество сомневающихся в окупаемости Олимпиады превысило количество оптимистов: первых сейчас 48%, вторых — 43%.
Только 22% россиян считают, что средства на Олимпиаду и чемпионат мира по футболу расходуются эффективно. В обратном уверены 65%, а 19% опрошенных Левада-центром считают, что средства попросту разворовываются.
Количество граждан, которые считают, что Россия должна серьезно тратиться на имиджевые мероприятия, составило 45% (в апреле 2011 года таких было 52%), россиян, полагающих, что такие траты не нужны, 44% (в апреле 2011 года — 32%).
По словам научного сотрудника Левада-центра Дениса Волкова, на отношение россиян к Олимпиаде и чемпионату мира по футбол повлияла антикоррупционная кампания, которую начала власть. Ее частью стали заявления о завышенных расходах в Сочи.
«Власть получила результат, который не хотела. Кампания была окружена скандалами, увольнениями, это тиражировалось в СМИ. Кампания должна была привести к эффективности расходов, но люди уже не верят.
О коррупции во власти знают все, но ее масштаб в Сочи россиян поражает: доля охвата интернетом (благодаря чему все больше граждан узнают об этом. — «Газета.Ru») все растет», — пояснил Волков изданию.
Кампания в какой-то мере сработала и на оппозицию, ведь лозунги власть перехватила у нее.
«Кроме того, людей больше беспокоят насущные заботы, размышления о том, что будет завтра, справится ли правительство с (экономической) ситуацией», — продолжает социолог.
Волков указывает, что во время самих спортивных мероприятий отношение к ним может улучшиться: по мере приближения к ним позитивный фон в государственных СМИ и особенно на телевидении будет насыщаться.
«Здесь роль будет играть другой фактор — выступление нашей сборной на соревнованиях», — заключает он.
Той же точки зрения придерживается и вице-президент центра политических технологий Алексей Макаркин.
«Когда Олимпиаду критиковала оппозиция, к ней прислушивались только нелояльные к власти граждане. Но потом оппозиционный дискурс попал в официальные СМИ, а главное, на ТВ, которое является авторитетом для многих.
«Если Путин по телевизору сказал, что проблемы есть, значит, они есть, тем более что за этим последовали увольнения, например, пост потерял экс-глава «Курортов Северного Кавказа» Ахмед Билалов», — рассказал эксперт.
Он прогнозирует, что во время самих мероприятий отношение к ним будет лучше, но ситуация может резко ухудшиться после них. «Эффект похмелья» может наступить из-за плохого выступления нашей сборной на Олимпиаде или ухудшения экономического положения в стране.