Бывшему премьер-министру Грузии, генсеку пропрезидентского «Единого национального движения» Вано Мерабишвили предъявлены новые обвинения. Генеральная прокуратура обвинила его в фальсификации расследования резонансного дела об убийстве в январе 2006 года банковского служащего Сандро Гиргвлиани (тогда Мерабишвили возглавлял МВД страны). Ранее находящемуся сейчас под арестом ближайшему соратнику Михаила Саакашвили прокуратура уже вменила подкуп избирателей, растрату и присвоение средств с использованием служебного положения, а также злоупотребление служебными полномочиями.
О новых обвинениях было объявлено в понедельник на спецбрифинге, который провел прокурор Шота Ткешелашвили. Они чреваты для Мерабишвили дополнительным сроком до пяти лет лишения свободы.
28 января 2006 года в кафе «Шарден-бар» в центре Тбилиси отдыхали руководитель департамента конституционной безопасности (ДКБ) МВД Дата Ахалая, его заместитель Олег Мельников, начальник генеральной инспекции МВД Василий Санодзе, начальник службы по общественным связям МВД Гурам Донадзе и супруга Мерабишвили Тако Салакая — высокопоставленные силовики праздновали день рождения Санодзе. В кафе со своим приятелем зашел и Гиргвлиани. Между Донадзе и банковским служащим вспыхнула ссора. В тот же день тело Гиргвлиани со следами пыток обнаружили на окраине города, в поселке Окрокана.
Убийство вызвало огромный резонанс в грузинском обществе. По делу были задержаны четверо высокопоставленных сотрудников департамента конституционной безопасности МВД. Их осудили на 6 лет тюремного заключения. Однако после того, как президент Саакашвили их помиловал, в 2009 году они были досрочно освобождены.
После прихода к власти в октябре прошлого года политической коалиции «Грузинская мечта» генпрокуратура вновь взялась за это дело.
По версии прокуроров, с Гиргвлиани расправились по заказу высокопоставленных персон, находившихся в тот вечер за праздничным столом. Непосредственно распоряжение о расправе отдал Ахалая, установлено также, что в расправе над Гиргвлиани участвовали не только четверо впоследствии осужденных сотрудников ДКБ, но и как минимум еще два высокопоставленных полицейских чина.
По данным прокуратуры, осужденные получили за молчание по несколько сотен тысяч долларов. В заключении они не только находились в особо привилегированных условиях, но и часто и надолго покидали камеры, наведывались домой, а то и на работу, в департамент конституционной безопасности. Их помилование президентом Саакашвили и освобождение из заключения, как установило следствие, произошло с грубейшим нарушением требований закона.
Прокуратура утверждает, что Мерабишвили с момента свершения преступления был посвящен во все его детали и сознательно предпринял противоправные действия для фальсификации расследования по личным мотивам — с целью сокрытия роли своей жены и ближайшего окружения.
Как отметил прокурор, в ходе допроса в качестве свидетеля Мерабишвили воспользовался правом на молчание и не дал показаний против себя и членов собственной семьи.
Как заявили представители прокуратуры, следствие по делу продолжается и вскоре будет установлена уголовная ответственность других лиц.
Кстати, в 2011 году Европейский суд по правам человека вынес свой вердикт по делу Гиргвлиани и обязал власти Грузии выплатить истцу — семье убитого — 50 тыс. евро. Суд, в частности, выразил недоумение тем, что все государственные структуры — МВД, прокуратура, департамент по исполнению наказания, президент и др. — работали на то, чтобы по делу об убийстве не восторжествовало правосудие.
Мерабишвили сейчас находится в предварительном заключении за обвинения, предъявленные в рамках расследования коррупционной схемы, связанной с государственной программой по трудоустройству. Эта программа была запущена в 2012 году, незадолго до парламентских выборов, и касалась учета соискателей работы в масштабах всей страны. Следствие установило, что госбюджету был нанесен ущерб в размере 5 240 880 лари (свыше 3 157 000 долларов).
Кроме этого Мерабишвили обвиняется и в присвоении в 2009 году виллы на побережье Черного моря, в аджарском селе Квариати. Тогда глава МВД арестовал владельца дачи и в течение четырех лет безвозмездно пользовался ею и даже отремонтировал, использовав на эти цели деньги из ведомственного бюджета, который должен был пойти на тайные операции. Ущерб бюджету составил 158 тысяч лари.
Экс-министр внутренних дел обвиняется и в том, что дал распоряжение о применении непропорциональной силы для разгона акции оппозиции 26 мая 2012 года на проспекте Руставели в Тбилиси. В результате действий полиции два демонстранта погибли, многие получили увечья.