Предвыборная кампания Сергея Собянина на выборах мэра Москвы повторит сценарий президентской кампании Владимира Путина 2012 года, считают собеседники «Газеты.Ru», близкие к московской мэрии и администрации президента.
Об этом свидетельствует и формат избирательного штаба Собянина: фактически кампанией будет руководить вице-мэр Анастасия Ракова, однако публично его возглавила вице-спикер Госдумы экс-вице-мэр Любовь Швецова. Создан также «штаб общественной поддержки», в который вошли различные известные люди: руководитель Театра мюзикла в Москве, экс-министр культуры России Михаил Швыдкой, режиссер Карен Шахназаров, хирург Лео Бокерия, ресторатор Аркадий Новиков, гендиректор и художественный руководитель московского цирка Никулина на Цветном Бульваре Максим Никулин, президент международного клуба КВН Александр Масляков, актеры Гоша Куценко и Мария Миронова, профессор Марк Курцер, ректор МГТУ им. Баумана Анатолий Александров, совладелец Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович, гендиректор авиакомпании «Трансаэро» Ольга Плешакова и другие.
Всего у Собянина будет 33 «доверенных лица» из общественного штаба.
«Изготовлением агитпродукции всех видов, вероятно, займется агентство «ИМА Консалтинг», которое традиционно обслуживает московские выборы», — добавляет один из собеседников издания, близких к мэрии.
Путинская кампания на выборах президента в 2012 году запомнилась избирателям как кампания «Путина без Путина»: сам кандидат в ней практически не участвовал, он провел лишь несколько крупных встреч с избирателями, выступил на митинге своих сторонников в Лужниках и опубликовал в различных изданиях за своей подписью ряд предвыборных статей с основными программными тезисами и обещаниями.
Кампанию за Путина вели его сторонники: именно они стали героями роликов, рассказывая о его достижениях и преимуществах как кандидата в президенты. Они же были центральными фигурами рекламных щитов в поддержку Путина, призывая голосовать за него, доверенные лица участвовали вместо кандидата в дебатах и так далее.
«Кампания Собянина максимально повторит путинский сценарий, — утверждает собеседник издания, близкий к администрации президента. — «Доверенные лица» будут агитировать, Собянин — работать».
Еще один собеседник добавил, что в летние месяцы не стоит ожидать активной агитации от собянинского штаба: пик придется на первую осеннюю неделю, она же — последняя неделя кампании (2–6 сентября). Именно тогда Собянин продемонстрирует собственной персоной последние градостроительные достижения, а его доверенные лица расскажут о них в СМИ и предвыборных роликах, демонстрируя, что Собянин является «мэром всех москвичей», добавляет собеседник издания.
Эксперты неоднозначно оценивают такую стратегию ведения кампании.
Президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский в разговоре с «Газетой.Ru» обратил внимание на то, что Собянин в отличие от Путина не имеет четко узнаваемого образа, который не надо было бы дополнительно доносить до избирателя.
«В президентской кампании «Путин без Путина» предполагалось, что образ Путина уже сформирован и обладает такой мощью, что в дополнительном продвижении не нуждается, достаточно лишь произнести его имя. Сторонники Путина символизировали при этом, что он является президентом абсолютного большинства. В случае Собянина ситуация совсем иная:
нет ни бесспорной его поддержки среди москвичей, ни сформированного образа мэра. Группы его сторонников не символизируют ничего. Значит, модель кампании Путина будет нахлобучена на машину фальсификаций. Кампания Собянина будет внешне похожа на кампанию Путина, но за холстом, на котором она будет нарисована, будет железная дверь, за которой будет работать еще лужковская электоральная машина. Речь идет не о кампании, а о дорогостоящей имитации кампании, которая сама по себе является навязанным событием», — говорит Павловский.
Стратегия, когда кандидата заменяют его сторонники, может называться «И это все о нем», причем традиция рассказа о политике его сторонниками для его продвижения имеет давние корни — еще традицию рассказов про Ленина, отмечает руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев.
«Такая стратегия использовалась не только во время предвыборной кампании Путина, но регулярно применяется на кампаниях кандидатов, которые не любят публичность и выступления. Компенсировать личное неучастие кандидата должны доверенные лица, лидеры общественного мнения, которые формируют вокруг него коалицию широкой общественной поддержки, — говорит Калачев. — Именно эти люди будут ездить по редакциям, встречаться с избирателями и фактически вести кампанию. Собянин не оратор, и для москвичей он будет выглядеть более убедительно, если его будут представлять другие люди, а не он сам. Он будет демонстративно заниматься работой, а не кампанией, рассказывать о нем будут другие».
Ведение кампании за счет доверенных лиц при фактическом собственном неучастии — единственно возможная для Собянина стратегия в традициях нынешней политической системы, сказал «Газете.Ru» политолог Александр Морозов.
«В наших условиях глава мегаполиса, ведя активную кампанию, будет лишь терять политические очки, подвергаясь постоянной критике. Вместо этого в медиа идет деперсонализированная пропаганда достижений Собянина, в агитационный период его успехи также будут пропагандировать другие лица. Да, такая пропаганда похожа на казенный официоз, но в отсутствие ярких соперников ему нет необходимости перестраиваться», — считает Морозов.