В преддверии съезда ОНФ, который пройдет в Москве 11–12 мая, «Газета.Ru» решила узнать у единороссов собираются ли они лично вступать в организацию, созданную для поддержки президента Владимира Путина (как ранее сообщил «Газете.Ru» источник, близкий к администрации президента, членство в «Общероссийском народном фронте» будет индивидуальным). Результат разговора с членами президиума генсовета партии власти оказался неожиданным.
«Скажите, а можно меня лично исключить из этого опроса?» — эту фразу корреспондент издания услышал примерно от 15 опрошенных единороссов в ответ на просьбу сообщить о свои планах о вступлении в ОНФ.
Некоторые на условиях полной анонимности поясняли, что пока нет ясности, будет ли все-таки членство во «фронте» индивидуальным или же единороссы автоматом будут включены в ОНФ всей партией (если там все же смогут состоять и целые организации). Другие говорили, что, так как темой ОНФ в «Единой России» в рамках подготовки к съезду занимаются секретарь генсовета Сергей Неверов и его зам Ольга Баталина, то пока они только имеют приоритетное право комментировать эту тему и проявлять инициативу.
Сам Неверов в ответ на вопрос «Газеты.Ru» о том, собирается ли он лично вступать во «фронт», сказал следующее.
«На съезде «Общероссийского народного фронта» порядка 5 человек от партии «Единая Россия» могут выступить учредителями ОНФ. Кто именно — кандидатуры обсуждаются, в том числе и моя. Именно этих людей партия уполномочит войти в число учредителей», — сообщил Неверов.
Зампред Госдумы, лидер думской фракции «Единой России» Владимир Васильев в разговоре с «Газетой.Ru» также не смог однозначно ответить на этот вопрос, предложив дождаться съезда ОНФ.
Согласно сайту «Общероссийского народного фронта», в думской фракции (238 человек) «Единой России» числятся 87 депутатов, прошедших в Госдуму по беспартийной квоте для общественных организаций, вступивших во «фронт». Самыми известными из них являются Вячеслав Лысаков, лидер движения автомобилистов «Свобода выбора», бывший токарь Валерий Трапезников, экс-справедливоросс Михаил Старшинов и другие.
Источник «Газеты.Ru», близкий к руководству партии, пояснил, что единороссы избегают сейчас однозначных заявлений, так как ситуация сложилась двоякая: с одной стороны, партия «Единая Россия» — один из участников ОНФ уже два года, и все члены партии входят во «фронт» по умолчанию. С другой стороны, если на съезде будет принята новая форма регистрации или перерегистрации членства, то тогда уже партийцы обсудят новые формы участия, как личного, так и организации в целом.
Пока определился, судя по всему, только один член генерального совета «Единой России» — Владимир Бурматов.
«Я дождусь оформления ОНФ как юридического образования, потому что пока я лично не в курсе, какой именно будет порядок вступления. Если участие в ОНФ будет индивидуальным и не будет исключать той деятельности, которой я уже занимаюсь, в том числе партийной, то, конечно, я рассматриваю для себя вариант вступления во «фронт». Главное — чтобы те положения, которые лягут в основу юридической деятельности ОНФ, позволяли это сделать», — сказал «Газете.Ru» Бурматов.
Директор Международного института политический экспертизы Евгений Минченко констатирует, что, видимо, партия еще не получила четкой отмашки со стороны высшего руководства и администрации президента, как именно надо действовать, поэтому единороссы и не берут на себя смелость первыми принять какое-либо решение.
«Я думаю, в итоге все будут писать заявления», — добавил Минченко.
«Эта ситуация показывает, что отношения к проекту ОНФ со стороны «Единой России» — это «50 на 50»:
50% — надежда, 50% — страх остаться за бортом. Они боятся, что они захотят вступить в ОНФ, а их не возьмут», — комментирует директор фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.
Как писала «Газета.Ru», в настоящее время в регионах идет процесс дистанцирования ОНФ от «Единой России»: в частности, если в 2011 году региональные ячейки «фронта» нередко возглавляли единороссы, курирующие в региональных отделениях работу приемных лидера партии (с 2012 года им является не Путин, а нынешний премьер Дмитрий Медведев), то теперь ОНФ должен создать собственный аппарат и структуру, не связанные напрямую с ЕР. Ранее многие единороссы были обеспокоены, что «фронт» создается для далеко идущих политических целей вплоть до замены «Единой России».