В Венесуэле новый скандал, но на этот раз не вокруг результатов апрельских президентских выборов или «внешних врагов», готовящих провокации и покушения на лидеров власти и оппозиции. На свет выплыли разногласия внутри самого руководства страны.
Прокуратура Венесуэлы сообщила, что начинает расследование в связи с записью разговора между сотрудником кубинских спецслужб Арамисом Паласьо и известным в стране тележурналистом Марио Сильва, в котором председатель национальной ассамблеи (парламента) Диосдадо Кабельо обвиняется в попытке дискредитировать нынешнее руководство страны во главе с преемником Уго Чавеса Николасом Мадуро. «Я потребовала начать расследование в связи с записью разговора Марио Сильвы», — написала накануне вечером в Twitter главный государственный прокурор Венесуэлы Луиса Ортега.
Разговор кубинского разведчика с журналистом предал гласности во вторник оппозиционный депутат Исмаэль Гарсия. Как отмечают местные СМИ, сам разговор, скорее всего, состоялся еще в апреле, за несколько дней до президентских выборов, на которых Мадуро победил оппозиционного кандидата Энрике Каприлеса. В ходе многочасового разговора Сильва убеждал Паласьо, что Кабельо «интересуют деньги и власть». «Он погряз в коррупционных делах и пытается взять под свой контроль все валютные поступления, а также финансовые потоки через министерство финансов, который возглавляет его младший брать Хосе Давид Кабельо, — говорил Сильва. —
Диосдадо Кабельо нужно остановить. Его коррупционные связи покрыли всю страну… Мадуро должен с ним разобраться и идти по пути Чавеса… Кто-нибудь должен ему открыть глаза».
Сразу же после оглашения компромата сам Кабельо написал в своем твиттере: «Единство, борьба, сражение и победа».
«Я еще накануне смерти Чавеса говорил о том, что борьба за власть выплеснется на поверхность спустя какое-то время. Сейчас это и происходит. Напомню, что выбор в пользу Мадуро был сделан Чавесом при поддержке кубинского руководства.
Кабельо должен был стать врио президента согласно конституции, но был назван официальный преемник, и этого не произошло — им стал Мадуро. Это и стало началом конфликта, который сейчас потихонечку тлеет, но может разгореться», — рассказал в беседе с «Газетой.Ru» ведущий научный сотрудник института Латинской Америки Эмиль Дабагян.
«Оппозиция, у которой сейчас в Венесуэле очень шаткое положение, конечно же, не упустила случая рассказать общественности эту историю, чтобы еще раз подчеркнуть, что единства в руководстве страны нет», — уверен эксперт.
Руководитель группы политической конъюнктуры Института Латинской Америки РАН Збигнев Ивановский тоже полагает, что в стране сохраняется нестабильность:
«Венесуэлу трясет. Мадуро у власти уже чуть больше месяца, но с каждым днем становится все очевиднее, что спокойствия во властной вертикали нет. О разногласиях между Мадуро и Кабельо говорили еще в самом начале, сейчас конфликт только набирает обороты».
«Но тут нельзя забывать и о том, что единства нет и в оппозиции, которая требует пересчета голосов после президентских выборов. Власти на это никогда не пойдут. Время прошло, правительство работает, Мадуро уже нанес в качестве президента Венесуэлы визиты в ряд стран. Оппозиции, в которой около 30 партий, нужно любым способом сохранить единство. Сейчас у них совершенно разные программы, объединяет их только одна цель — свергнуть Мадуро», — говорит Ивановский.
По мнению эксперта, венесуэльская оппозиция сейчас делает все возможное, чтобы через три года иметь возможность заявить о вотуме недоверия Мадуро.
«Оппозиция сейчас будет работать на то, чтобы через три года объявить о вотуме недоверия Николасу Мадуро. Местная конституция предусматривает такое развитие событий, это возможно через полгода после начала нового срока президентства. До этого еще далеко, но собирать дискредитирующие власти факты нужно уже сейчас, поэтому оппозиция и зацепилась за эту историю», — рассказал «Газете.Ru» Ивановский.
Помимо политических проблем в Венесуэле будут усиливаться и социально-экономические, о чем ранее в интервью «Газете.Ru» рассказывал замдиректора Института Латинской Америки Владимир Сударев.