Журналист «Новой газеты» Ирек Муртазин во вторник вызван на допрос в Следственный комитет, сам он утверждал, что дело в его отношении возбуждено.
«Маркин (Владимир Маркин – глава пресс-службы СК. – «Газета.Ru») не обманул. Уголовное дело по публикации «Ив Роше» посадит в России три миллиона деревьев и двух братьев Навальных?» действительно возбуждено», — написал Муртазин в своем «Живом журнале».
«Пригласили на допрос в СКР. Сегодня в 16.40 буду на Техническом переулке, дом 2. В 17.00 – начало допроса. Не позднее 18.00 надеюсь покинуть СКР. Если, конечно, мои планы совпадут с планами следователя», — добавляет журналист «Новой газеты».
Журналист рассказал «Газете.Ru» об обстоятельствах своего вызова на допрос.
«Позвонил Роман Андреевич Нестеров, пригласил прийти на допрос», — рассказывает Ирек Муртазин. На вопрос журналиста, по какому делу его приглашают в Следственный комитет, следователь уточнил, что по делу публикации о деле Навальных и «Ив Роше». Муртазин отметил, что статья 51 Конституции России позволяет ему не свидетельствовать против себя, а статья 41 «Закон о СМИ» позволяет журналисту не раскрывать источники информации.
«Я просто не могу разгласить тайну следствия, поскольку не являюсь субъектом данного уголовного дела. Я не давал подписку о неразглашении. А закон о СМИ дает мне право не называть источники получения информации», — отвечает журналист «Новой газеты».
Впрочем, Муртазин не собирается молчать на допросе. «Я все скажу, что думаю», — заявил журналист.
Позднее Маркин опроверг утверждения Муртазина о возбуждении уголовного дела.
«Уголовное дело по факту разглашения данных предварительного следствия Муртазиным не возбуждалось. Сейчас проводится доследственная проверка», — написал представитель СК в Twitter.
Следственный комитет две недели назад сообщил о начале доследственной проверки по факту публикации в «Новой газете», подозревая Муртазина в разглашении тайны следствия по ст. 310 УК.
По мнению следствия, в материале были опубликованы процессуальные документы, составляющие тайну следствия, а это может являться нарушением статьи 310 УК РФ (разглашение данных предварительного расследования).
В статье говорилось о том, что уголовное дело на братьев Алексея и Олега Навальных было возбуждено по заявлению гендиректора российского подразделения «Ив Роше» Бруно Лепру. «Новая газета» подтвердила свою информацию публикацией сканов заявления Лепру, а также рапорта об обнаружении признаков преступления и ряда других документов.
Дело против братьев Навальных было возбуждено в середине декабря 2012 года. Следователи подозревают оппозиционера и его родственника в хищении 55 миллионов рублей торговой компании. По версии следствия, Олег Навальный уговорил представителей одной из торговых компаний с иностранным капиталом заключить соглашение с фирмой «Главное подписное агентство», учредителем которой был Алексей Навальный.
Следственные органы также проверяют публикации Муртазина о депутате Госдумы Сергее Железняке. «Железняк еще месяца два назад обратился в СК с заявлением, но пока, насколько мне известно, никаких следственных действий не проходило по этому обращению», — пояснил Муртазин. 27 декабря журналист «Новой газеты» сообщил, что в 2005–2006 годах российская компания News Outdoor, которой руководил Сергей Железняк (в настоящее время член фракции «Единой России» в Госдуме), не уплатила налогов на почти миллиард рублей. В тот же день Муртазин обратился в Следственный комитет с просьбой проверить Железняка на причастность к легализации денег, полученных преступным путем иными лицами. Текст обращения к следователям Муртазин опубликовал в своем блоге.
В феврале в «Новой газете» вышла публикация Ирека Муртазина «Как продавались мандаты», в которой журналист рассказал, что депутата КПРФ Константина Ширшова, которого Генпрокуратура подозревает в продаже мандатов, нужно было лишать неприкосновенности еще в 2011 году.
Муртазин, ранее возглавлявший пресс-службу экс-главы Татарстана Минтемира Шаймиева, в 2008 году был осужден по статьям «Клевета» и «Разжигание социальной розни». Он получил один год, девять месяцев колонии за публикацию в своем блоге информации о смерти Шаймиева. Дело Муртазина вызвало широкий общественный резонанс, многие правозащитники и оппозиционеры называли его политзаключенным. В итоге Муртазин был освобожден из колонии условно-досрочно.