В пятницу вице-премьер Дмитрий Рогозин, отвечающий в правительстве за военно-промышленный комплекс, посетил Арзамасский машиностроительный завод (АМЗ), который находится под управлением «Военно-промышленной компании», входящей в группу «Базовый Элемент». Именно на этом предприятии налажен выпуск бронеавтомобилей «Тигр». Рогозин лоббировал интересы отечественного производителя оружия с момента своего назначения, однако Минобороны при Анатолии Сердюкове отказалось закупать арзамасские бронеавтомобили и заключило контракт с итальянской компанией Iveco.
Отвечая на вопросы журналистов, Рогозин сказал, что у «Тигров» хорошие перспективы: «Они («Тигры» — «Газета.Ru») способны впечатлить не только врагов, но и государственного заказчика в лице Министерства обороны».
Он напомнил о противоречиях между Минобороны и военно-промышленным комплексом. «Прошлый год у нас ушел на баталии с прежним руководством Минобороны. Мы спорили, есть ли смысл приобретать машины за границей. Я всегда был сторонником того, что приобретать надо прежде всего технологии и людей. А покупать готовую продукцию – это как покупать «черный ящик». Это нам ничего не дает, а наоборот, вредит нашему производителю», – отметил Рогозин. Он добавил, что эта проблема была снята после перестановок в военном ведомстве, намекая на отставку Сердюкова и экс-начальника Генштаба Николая Макарова в ноябре.
В субботу Рогозин развил эту тему, заявив, что закупкой военной техники за рубежом не должно заниматься военное ведомство.
«Здесь важно, чтобы не военные это покупали, не Министерство обороны, а Министерство промышленности, то есть промышленники должны осваивать, приобретая эту технологию, новую компетенцию, новые знания, новое понимание, а военным это не нужно. Военные должны получить качественный продукт, его эксплуатировать и с ним защищать страну», — процитировал Рогозина «Интерфакс».
Напомнил вице-премьер и о бронеавтомобилях. Он отметил, что сейчас идет выполнение контракта между Россией и Италией на сборку на территории нашей страны серии автомобилей «Рысь» (Iveco). По словам Рогозина, эта машина в большей степени подходит для патрулирования или перевозки персонала в зоне, где ведутся активные боевые действия.
«У Iveco есть свои преимущества, прежде всего бронезащищенность, которая дает возможность выдерживать серьезные нагрузки, но, с другой стороны, из этой машины нельзя вести бой. Я сам в нее еле влез: я, конечно, крупная особь; но, если такого рода машина предлагается для ВДВ, там не менее крупные особи, но они, в отличие от меня, еще в бронежилетах, в касках и с оружием», — сравнил Рогозин Iveco и «Тигр».
Из-за новых заказов Минобороны АМЗ в 2013 году планирует увеличить выпуск своей продукции; помимо «Тигров» завод выпускает бронетранспортеры.
«В 2013 году будет произведено 916 образцов техники, среди которых 770 БТР и 146 бронированных автомобилей «Тигр», — сообщил в пятницу управляющий директор АМЗ Александр Золотарев.
Впрочем он говорил не только о росте выпуска продукции, но и о проблемах, с которыми сталкивается предприятие. По его словам, завод в выпуске своей продукции зависит от поставщиков, которых более 250. Из этих поставщиков 93 являются монополистами на рынке, и к ним есть целый ряд претензий. Речь идет о невысоком качестве некоторых деталей отечественных производителей. «Резину не умеем делать, электронику пока не умеем делать. На сегодняшний день надо выходить на зарубежный рынок, а это сложно», — посетовал Золотарев. Разрешение на закупку иностранных деталей необходимо получать у Минобороны, и это долгий процесс.
Также предприятие сталкивается с бюрократическими сложностями и в процессе технических улучшений продукции завода. «Чтобы внести тактико-технические характеристики (продукции предприятия – «Газета.Ru») надо пройти всю цепочку, — Золотарев показал на презентации схему, по которой согласование необходимо пройти в десятке организаций. — Легче застрелиться!»
Помимо БТР и бронемашин «Тигр» АМЗ в ближайшее время намерен сделать гражданскую версию «Тигра» и предложить Минобороны платформу «Бумеранг», на базе которой можно будет выпускать бронетранспортер и БМП.
Сможет ли гражданский «Тигр» конкурировать на рынке автомобилей с тяжелыми джипами, учитывая стоимость не менее 3 млн рублей, сказать сложно. Пока известно об одном потенциальном покупателе: гражданский «Тигр» намерен приобрести Рогозин. Что же касается «Бумеранга», то на его окончательную доработку и серийный выпуск понадобится финансовая помощь государства.
Ситуация с отказом предыдущего руководства Минобороны от закупки «Тигров» в пользу зарубежных производителей была далеко не единственной. Самой спорной сделкой стала закупка во Франции двух вертолетоносцев «Мистраль». После отставки Сердюкова заговорили о возможном отказе от строительства в России третьего и четвертого вертолетоносца. Отказаться от двух первых, строящихся во Франции, уже невозможно: слишком высока будет сумма неустойки. Большое удивление у экспертов вызвало намерение Минобороны закупить итальянские колесные танки Centauro. А вот покупка у Израиля беспилотников, в производстве которых Россия существенно отстала за последнее десятилетие, подвергалась куда меньшей критике.