В Мюнхене продолжается международная конференция по безопасности с участием министров иностранных дел и военных. В субботу в рамках обсуждения глобальных проблем безопасности на ней выступили глава российского МИДа Сергей Лавров, вице-президент США Джо Байден, верховный представитель Евросоюза по внешней политике Кэтрин Эштон.
Дипломаты не сделали никаких ярких заявлений, стремились уходить от резких слов и категоричности, говоря о главных международных проблемах. Никаких новых идей для разрешения основных вопросов международной безопасности так и не было предложено, политики обменялись декларативными заявлениями.
И Лавров, и Байден коснулись вопроса российско-американских отношений, заметно осложнившихся в последнее время на фоне возвращения к власти в России Владимира Путина, принятия закона об НКО — «иностранных агентах» и запрета на усыновление американцами российских сирот.
Лавров приветствовал готовность США решать разногласия по вопросам мировой политики путем переговоров.
«Президент Барак Обама в своей инаугурационной речи сказал, что США будут стремиться разрешать разногласия с другими государствами мирным путем не вследствие наивности, но потому, что совместная работа является наиболее надежным средством устранения подозрений и страха», — цитирует «Интерфакс» главу российского МИДа. Он добавил, что Россия неизменно придерживается во внешней политики такого же «ответственного подхода».
При этом Лавров признал наличие разногласий между Россией и США.
«У нас повестка дня достаточно богатая, позитивная, но в отношениях между такими крупными державами сохраняются и разногласия, и противоречия», — отметил глава российского внешнеполитического ведомства. «Мы будем принципиально относиться к любому вопросу в российско-американских отношениях, подлежащему согласованию, и руководствоваться принципами взаимного уважения, равноправия и взаимного учета интересов», — добавил он.
Байден тоже говорил о проблемах во взаимоотношениях между странами и даже их обозначил: «У нас с Россией по-прежнему есть разногласия по таким вопросам, как Сирия, ПРО, расширение НАТО, вопросы демократии и прав человека».
При этом он отметил, что между государствами существуют возможности для партнерства, которое способствует безопасности обеих стран.
Лавров, в свою очередь, упрекнул США и западные страны в их позиции по развертыванию системы противоракетной обороны (ПРО) в Европе: это было главной темой для обсуждения, предложенной Москвой на прошлогодней Мюнхенской конференции.
«Проблема ПРО стала важным тестом на соответствие реальных дел торжественным декларациям. Мы все рискуем утратить еще один реальный шанс построить единое евроатлантическое пространство», — так прокомментировал Лавров намерение США не отказываться от размещения в Европе собственной системы ПРО.
Москва неоднократно предлагала создать совместную систему противоракетной обороны или получить четкие гарантии того, что ПРО не направлена против нее.
«Россия предлагает простой и конструктивный путь — согласовать строгие гарантии ненаправленности глобальной ПРО США против любой страны — члена ОБСЕ и разработать четкие военно-технические критерии, позволяющие оценивать соответствие систем ПРО заявленным целям», — заявил Лавров в субботу.
По мнению главы российского МИДа, Запад продолжает воспринимать Москву как потенциального врага.
«Продвижение к подлинному партнерству между Россией и Североатлантическим альянсом все еще тормозится попытками эксплуатировать тезис о советской угрозе, который превратился в тезис о российской угрозе. Оба живучи», — отметил Лавров.
Он, наряду с Байденом и Эштон, прокомментировал главные мировые проблемы, которые обсуждаются в Мюнхене: ситуацию в Сирии и ядерную программу Ирана. И здесь Лавров не сказал ничего неожиданного. Москва выступает против любого применения силы в сирийском конфликте, в том числе для обеспечения так называемого гуманитарного коридора для беженцев. «Любое использование сил является неприемлемым — не только потому, что мы до сих пор помним, что было сделано согласно резолюции Совбеза по Ливии, а потому, что ситуация требует недопущения военного вмешательства, немедленного прекращения насилия», — заявил Лавров.
Байден, в свою очередь, еще раз сказал, что урегулирование вооруженного конфликта может быть возможно только после отставки президента Башара Асада.
Что касается ядерной программы Ирана, то глава российского МИДа выступил против решения вопроса военным путем, высказав надежду на то, что Тегеран можно убедить отказаться от программы за столом переговоров.
Риторика США в отношении иранской ядерной программы гораздо жестче, но и Вашингтон выступает за переговорный процесс.
«Наша политика не является сдерживанием. Мы просто не хотим, чтобы Иран получил ядерное оружие. Все еще есть время и возможности для дипломатии», — сказал американский вице-президент.
Байден подчеркнул, что сейчас западные страны ждут ответных шагов от Тегерана по продолжению переговоров.
Эштон отметила, что Евросоюз также надеется на продолжение переговоров по иранской ядерной программе. «Мы ни в коем случае не должны оставлять попыток найти способ усадить Иран за стол переговоров и найти дипломатическое решение», — заявила Эштон в субботу в Мюнхене.
Ожидается, что в субботу вечером состоится двусторонняя встреча Лаврова и Байдена.
Международная конференция в Мюнхене проходит в 49-й раз. Именно здесь в 2007 году Путин выступил с жесткой критикой однополярного мира — антизападная риторика была многими воспринята как возврат к временам «холодной войны».