Военное ведомство США может возглавить республиканец Чак Хейгел — его кандидатуру в понедельник выдвинул президент Барак Обама. Представляя Хейгела в Белом доме, американский лидер охарактеризовал бывшего сенатора от Небраски как человека, «которого заслуживают американские войска», а также как признанного лидера в рядах военнослужащих, ветеранов и семей военных. Обама также отметил, что Хейгел станет первым главой Пентагона, прошедшим войну во Вьетнаме.
«Возможно, важнее всего то, что Чак знает о войне не понаслышке», — отметил президент кандидата на пост главы Пентагона.
«С Чаком наши войска всегда будут знать, что, как когда-то сержант Хейгел был вместе со своим братом, министр Хейгел будет вместе с ними» на линии огня, вспомнил Обама об истории времен вьетнамской войны, когда Хейгел вытащил из горящего броневика служившего вместе с ним младшего брата Тома. За вьетнамскую войну Хейгел получил два Пурпурных сердца (медали, вручающиеся за ранения) и южновьетнамский орден «За храбрость».
Вместе с Хейгелом Обама представил общественности и возможного нового главу ЦРУ. Разведслужбу, по мнению президента, должен возглавить его советник по противодействию терроризму Джон Бреннан. В отличие от Хейгела Бреннан не состоит ни в одной из политических партий. Представляя кандидатуры Хейгела и Бреннана, Обама выразил надежду, что сенат утвердит новых руководителей ЦРУ и Пентагона. «Когда речь заходит о национальной безопасности, мы не хотели бы промедлений при передаче полномочий. Так что нам нужно поскорее пройти через это», — сказал Обама.
В случае если сенат одобрит кандидатуру Хейгела, в новом кабинете Обамы появится как минимум один известный республиканец. Назначение выглядит как сигнал того, что администрация хочет найти компромисс с республиканцами. Для Обамы номинация Хейгела — это еще и попытка избежать очередного скандала и резкой критики со стороны республиканского лагеря, ранее вынудившего демократку Сьюзан Райс, ныне представляющую США при ООН, отказаться от борьбы за пост госсекретаря США.
Хейгел удобен действующей администрации, поскольку он сможет смягчить сложные отношения между президентом и военными. «Ястребы» в конгрессе, весьма вероятно, будут жестко критиковать Обаму во время его второго срока, а Хейгел мог бы выступить в качестве противовеса, сдерживая желание военных расширить американский контингент и, возможно, пойти на обострение конфликта с Ираном. Кандидат на пост главы Пентагона голосовал за вторжение в Ирак, однако позднее стал выступать против военных операций. Кроме того, он поддерживает намерение Обамы досрочно вывести войска из Афганистана: по его мнению, после того как в мае 2011 года был ликвидировал лидер «Аль-Каиды» (организация запрещена в России) Усама бен Ладен, американцы «потеряли цель» пребывания в Афганистане.
Предложение Обамы уже вызвало неоднозначную реакцию в республиканском лагере, представители которого усомнились в позиции Хейгела относительно арабо-израильского конфликта.
По их мнению, Хейгел недостаточно жестко выступает в поддержку Израиля. Недовольство консерваторов и защитников Израиля вызывали предложения Хейгела начать взаимодействие с радикальными арабскими движениями ХАМАС и «Хезболлах», которые Тель-Авив и Вашингтон признают террористическими. Кроме того, от претендента на пост главы Пентагона уже давно добиваются объяснений по поводу брошенной в 2006 фразы о «еврейском лобби, которое здесь многих устрашает».
Не раз Хейгел говорил, что хотя и полностью согласен с тем, что Израиль — это «еврейское государство», и будет стремиться всеми силами гарантировать его безопасность, сам он «сенатор США, а не Израиля» и не будет по умолчанию поддерживать любые инициативы официального Тель-Авива. Утверждение Хейгела на посту главы Пентагона может осложнить и без того непростые отношения Вашингтона с ультраправым кабинетом Биньямина Нетаньяху, который, скорее всего, без проблем выиграет очередные парламентские выборы в конце января. Обеспокоенность по поводу его назначения громко высказывают ряд еврейских организаций США, которые ссылаются помимо прочего и на то, что новости о Хейгеле были положительно восприняты в Иране. Официальный представитель МИД Ирана Рамин Мехманпараст выразил уверенность, что при Хейгеле в качестве главы Пентагона американо-иранские отношения претерпят «практические изменения».
Как отмечает National Journal, кандидат на пост главы Пентагона действительно известен своими весьма противоречивыми заявлениями, причем не только по поводу Израиля. Так, в начале 2002 года, вскоре после того, как президент Джордж Буш-младший пообещал разобраться с «осью зла», включающей Ирак, Иран и Северную Корею, Хейгел заговорил о том, что, развязав войну против террора, республиканская администрация забыла о своей настоящей цели — «Аль-Каиде». «Вообще-то, Иран оказывал помощь в Афганистане… У них есть некоторые общие интересы с нами… Мы не изолируем (Иран). Мы изолируем себя. Нам стоило бы побольше задумываться», — говорил Хейгел, на тот момент представляющий комитет по международным делам сената. Для многих представителей Капитолийского холма Хейгел, назначенный руководителем Пентагона, может стать живым напоминанием о прошлых внешнеполитических ошибках, о которых в Вашингтоне не любят вспоминать, считает National Journal.
Критику, теперь слева, вызывает и публичное осуждение Хейгелом сексуальных меньшинств. В 1998 году в одном из своих интервью он прошелся по послу США в Люксембурге Джиму Хормелу, которого он охарактеризовал как «агрессивно-открытого гея». Сенатора не устроило, что на пост дипломатического представителя был назначен гомосексуал, не скрывающий своей сексуальной ориентации, поскольку посольские работники представляют «стиль жизни, ценности и стандарты» США. В следующем году Хейгел категорично выступил за консервацию политики «Don't ask, don't tell» («Не спрашивай, не говори») — по этому правилу, принятому в правление Билла Клинтона в качестве компромисса между консерваторами и защитниками прав человека, геи допускались в ряды вооруженных сил, но не могли открыто высказываться о своих сексуальных предпочтениях. «Вооруженные силы США не место для социальных экспериментов», — заявил Хейгел в тогдашнем интервью New York Times, комментируя попытки некоторых солдат-геев добиться отмены правила DADT. В декабре 2012-го, когда с подачи президента Обамы правило DADT был отменено и ЛГБТ-граждане получили право открыто служить в армии, Хейгел признал, что сожалеет по поводу своих прежний гомофобских высказываний.