Тяжелая стратегическая межконтинентальная ракета РС-20 «Воевода», известная по классификации НАТО как «Сатана», останется в составе ракетных Войск стратегического назначения (РВСН), об этом заявил в пятницу главком РВСН Сергей Каракаев.
«К настоящему времени ракетный комплекс с этой ракетой в полтора раза превысил гарантийные сроки эксплуатации, простояв на боевом дежурстве 24 года. Совместно с организациями промышленности проводятся работы по продлению срока эксплуатации этой ракеты до 30 лет, что позволит сохранить данный комплекс в боевом составе РВСН до 2022 года», — цитирует РИА «Новости» Каракаева.
«Принципиально важным является вопрос о продлении сроков эксплуатации ракетных комплексов стационарного (шахтного) базирования, составляющих ныне основу группировки РВСН и прежде всего ракетного комплекса с самой мощной тяжелой ракетой стратегических ядерных сил РС-20В «Воевода», — добавил главком.
По его словам, планы РВСН по сохранению на боевом дежурстве ракетных комплексов до максимально возможного срока их эксплуатации основаны на высоком техническом совершенстве этих комплексов, заложенном в конструктивных и технологических решениях при их создании, и обеспечено высоким качеством их производства.
В декабре 2010 года Каракаев говорил, что «Сатана» останется на вооружении российской армии аж до 2026 года. Правда позднее, в октябре 2012 года, представитель РВСН Вадим Коваль называл крайним сроком эксплуатации межконтинентальной баллистической ракеты 2018 год.
Продление сроков эксплуатации «Сатаны» безопасно, уверен директор Центра общественно-политических исследований и военный эксперт Владимир Евсеев.
«Эксплуатация продлевается не волевым решением. Для этого производят соответствующий отстрел (испытания ракеты. — «Газета.Ru). Есть специальная программа по выводу спутников на низкую орбиту. Характеристики ракеты подтверждаются. К тому же комплекс находится на обслуживании. Получается, что эти сроки удлиняются после соответствующих испытаний, поэтому нет никакой опасности в продлении сроков эксплуатации», — объясняет эксперт.
По его словам, продление сроков эксплуатации «Сатаны» связано с политическими причинами. «Темпы закупки новых ракетных комплексов оказались медленнее, чем ожидалось. По наземным комплексам идут «Тополь-М» и «Ярс», а по морским идет задержка по «Булаве», до сих пор она на вооружение не принята», — подчеркивает эксперт.
Другая серьезная проблема — сокращение у России числа носителей. «Мы сейчас уже выполнили новый пражский договор по СНВ (Договор между Россией и США по сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений СНВ-III, подписан в Праге в 2010 году. — «Газета.Ru»). По количеству носителей мы провалились ниже минимума в 500. А из политических соображений нам бы сейчас хорошо было перевалить за 500 носителей, учитывая не очень хорошие отношения с США», — объясняет эксперт.
Тема ядерного оружия и ракетостроения оказалась в центре внимания мировой общественности после успешного запуска в среду северокорейского искусственного спутника, который был выведен на орбиту ракетой большой дальности. Мировое сообщество уверено, что под видом космических программ КНДР испытывает новые баллистические ракеты. Пхеньян еще в 2005 году открыто объявил о создании в стране ядерного оружия.
По оценке доклада Bulletin of the Atomic Scientists, о котором в четверг сообщал Guardian, в настоящее время на вооружении российских войск находятся 4650 ядерных боеголовок, еще 7350 в резерве или ожидают демонтажа.
Активных ядерных боеголовок у России вдвое больше, чем у США (2150), но эксперты констатируют резкое сокращение российского ядерного оружия. Максимум ядерных боеголовок был достигнут СССР в 1986 году, тогда в арсеналах находилось 45 тысяч боеголовок. Всего на Россию и США приходится 95% всех ядерных вооружений.
Например, в арсенале Франции находится всего 300 готовых к использованию ядерных боеголовок. Следом идут Китай (240 боеголовок) и Великобритания (225).
Генеральный конструктор Московского института теплотехники (МИТ) Юрий Соломонов в феврале 2012 года на слушаниях в Совете федераций по гособоронзаказу говорил, что Россия опережает по разработкам стратегического ядерного оружия весь остальной мир на 10—15 лет.