Перевод объектов Минобороны, в первую очередь военных городков, на баланс местных властей проходит с большими сложностями, у обеих сторон накопились претензии как друг к другу, так и к законодательной базе, это выяснилось в ходе «круглого стола» в Совете федерации (СФ), который был организован комитетом по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
Открывавший слушания глава комитета по обороне и безопасности Совфеда Виктор Озеров поставил на обсуждение один из главных вопросов, который до сих пор так и не решен в рамках проводимой военной реформы: должно ли и дальше Минобороны распоряжаться таким большим объемом собственности, учитывая, что армия несет только расходы от такой деятельности и не получает никаких доходов.
Аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов напомнил, что нынешние проблемы военных городков уходят корнями в 80-е годы. «Все началось с так называемой перестройки. Она дала первый толчок, что военные городки стали умирать. В том же Забайкальском крае было огромное количество военных городков с частями, готовыми отразить угрозу с юга. Но убрали воинские части, стали умирать и городки», — начал Богомолов с исторического экскурса. По его словам, число военных объектов было столь велико, что до сих пор Минобороны не может составить их единый реестр.
«Только в прошлом году (в 2011-м. — «Газета.Ru») на инвентаризацию военных объектов было потрачено 1 млрд рублей. Инвентаризация продолжается, и я убежден, что к концу 2012 года, несмотря на обещания, она не закончится», — отметил аудитор Счетной палаты.
Замдиректора департамента имущественных отношений Минобороны Олеся Подгорная объяснила, почему ее ведомству не нужны военные городки.
«Минобороны хочет избавиться от своих объектов, это никогда не скрывалось. 70% недвижимого имущества военных городков муниципальные власти отказываются принимать. Остается вопрос, что делать с (этим) имуществом», — привела статистику Подгорная.
Она предупредила, что если городки продолжат оставаться на балансе Минобороны, объекты «будут гибнуть, разрушаться». «Минобороны не готово содержать такое имущество. Но передачу возможно осуществить», — предположила чиновница военного ведомства и привела в качестве примера договоренность во Владивостоке. На прошлой неделе стало известно, что Минобороны передает Приморью 382 военных городка, а также 100 гектаров земли, в том числе часть из них во Владивостоке.
«Кто виноват, что в масштабах страны сохраняются такие проблемы, вы можете нам объяснить, почему не работает методика расчетов, разработанная Минобороны?» — поинтересовался у Подгорной модератор «круглого стола», первый зампред комитета СФ по федеративному устройству Сергей Катанандов. Речь идет о методике компенсаций, которые должно выплачивать военное ведомство муниципалитетам на содержание собственности. От ответа на вопрос Подгорная уклонилась, отметив, что деньги должен переводить Минфин и этот вопрос в том числе к нему.
В свою очередь, представитель замдиректора департамента межбюджетных отношений Минфина Олег Бежаев отметил, что в ведомство никаких предложений по компенсации внесено не было. Он отметил, что у Минфина есть собственные варианты методики расчета выплат муниципалитетам и они готовы их предоставить в ближайшее время.
Бежаев отметил, что далеко не все военные объекты необходимы местным властям.
«По нашей оценке, не более 10% этого имущества подходит под решения вопросов местного значения. Все остальные 90% они имеют право принимать, но военные объекты муниципальным властям вряд ли нужны», — констатировал чиновник Минфина.
Состояние объектов Минобороны часто неудовлетворительное, подчеркнул Бежаев.
«Многие объекты в руинах и давно не являются детскими садами. Давно не используются по назначению. Вопрос не в деньгах, нельзя брать все подряд», — посоветовал представитель Минфина региональным властям.
Представители последних обрушились с резкой критикой на военное ведомство. «В этом году Минобороны в Забайкалье подготовило 6 разных списков для передачи местным властям. Сначала в них было 12 городков, потом 40, семь, 134, 129 и по последнему списку 144 городка. Минобороны не знает какое имущество нужно для обороны, а какое надо передать», — возмущался член Совфеда Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.
По его словам, «54,3% объектов либо не могут найти и они отсутствуют, либо они разрушены». Он добавил, что для передачи объектов в муниципальную собственность зачастую не хватает законодательной базы. В принятом ФЗ № 423 («О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации». — «Газета.Ru») названы только Москва и Санкт-Петербург, и это создает сложности другим регионам, отметил сенатор.
Зампред правительства Забайкальского края Алексей Кошелев обвинил военное ведомство в том, что при передаче объектов оно стремится вывезти любое имущество.
«Минобороны, уходя, забирает все, оставляет голые стены. Например, из передаваемой больницы они даже вывезли старые стиральные машины. Зачем они им? Они говорят — для нужд армии», — возмущается Кошелев.
По его словам, предложенная методика расчета компенсации на ремонт объектов Минобороны неудовлетворительная. «Нам передают 32 тыс. кв. м объектов соцкульта. По нашим расчетам, для их восстановления необходимо 1,5 млрд рублей. По сегодняшней методике — 70 млн. Да этого даже на мазут не хватит! Не говоря уже про больницу и жилой фонд», — подчеркнул Кошелев.
Глава городского округа Власиха Московской области Ольга Агафонова упрекала военное ведомство, что объекты передавались местным властям без земли. «В муниципальную собственность перешло более 200 объектов, все передавалось без земли. А это очень сложно, поскольку проводить реконструкцию проблема. Стадион, котельная, все передавалось без земли. Жилой дом нам передали, а игровую площадку у дома — нет. Как нам обслуживать территорию», — размышляла Агафонова. Он предложила принять федеральную целевую программу по ремонту собственности Минобороны.
Первый замгубернатора Мурманской области Алексей Тюкавин пожаловался на состояние детских садов, которые Минобороны передает местным властям.
«С 1 декабря Минобороны прекращает выплату зарплаты. Из 15 детских садов, подлежащих передаче, три уже не функционируют. Пять тут же будут закрыты из-за аварийного состояния. Оставшиеся семь требуют капитального ремонта. Все эти учреждения не соответствуют санитарным нормам. Таким образом в любой момент могут прийти надзорные органы и их закрыть», — рассказал Тюкавин.
С похожими жалобами выступили представители Архангельской, Калининградской и Смоленской областей.
Закрывавший «круглый стол» Катанандов еще раз повторил, что передача собственности Минобороны муниципальным властям — очень сложный вопрос, резюмировав, что в федеральный закон № 423 необходимо вносить изменения.