С 31 марта 2013 года граждане России смогут оставлять свой отзыв о качестве госуслуг, оказанных в региональных подразделениях Росреестра, а уже с января 2014 года – и всех остальных федеральных органах власти.
Собирать мнения граждан и мониторить качество госуслуг будет автоматизированная информационная система. Об этом говорится в проекте постановления правительства РФ «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений», который размещен на сайте Минэкономразвития.
Внедрение механизмов оценки гражданами эффективности деятельности руководителей органов власти на всех уровнях входило в список поручений Владимира Путина, розданных им в день своей президентской инаугурации. 7 мая он подписал указ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». В его основу легли рекомендации итогового доклада по поводу сформированной в феврале под руководством главы президентской администрации Сергея Иванова рабочей группы по созданию системы «Открытое правительство».
Предполагается, что качество госуслуги гражданин будет оценивать по пятибалльной шкале по следующим критериям:
время, потребовавшееся для предоставления госуслуги; время ожидания в очереди, вежливость и компетентность сотрудника, комфортность помещения, доступность информации о порядке предоставления государственной услуги.
Поставить свою оценку чиновникам гражданин сможет, отправив SMS-сообщение на единый бесплатный номер, через терминалы, интегрированные с электронной системой управления очередью, а также на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, на интернет-портале Автоматизированной информационной системы «Информационно-аналитическая система мониторинга качества государственных услуг» (ИАС МКГУ) или в личном кабинете единого портала государственных и муниципальных услуг.
Неудовлетворенность граждан работой руководителя территориального органа федеральной исполнительной власти может привести к служебной проверке в отношении него, гласит проект постановления. Согласно документу,
увольнение будет грозить тем чиновникам, чье значение показателя ежегодной оценки будет меньше 70% от предусмотренного должностным регламентом или менее 70% от значения, достигнутого в предшествующем году.
Заниматься данным вопросом на уровне правительства будут два министерства. Информационное обеспечение будет осуществлять Минкомсвязи, а методологическое и аналитическое обеспечение – Минэкономразвития. За показателями будет следить структурное подразделение центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, ответственное за контроль качества государственных услуг. Определить подобное подразделение еще предстоит федеральным органам, пояснили «Газете.RU» в Минэкономразвития.
«Это дает гражданам возможность не только жаловаться, но и влиять на оценку деятельности конкретного руководителя. Отзывы будут систематизироваться и консолидироваться на федеральном уровне в общую оценку деятельности территориального органа.
Если дело дойдет до служебной проверки, то она может стать причиной для дисциплинарного взыскания, вплоть до увольнения», — пояснил «Газете.RU» суть постановления министр РФ Михаил Абызов, курирующий «Открытое правительство».
Как считает министр, «на уровне города или поселка, где личности руководителей хорошо известны, появляется персональная ответственность за качество их работы». «Это формирует более действенные инструменты гражданского контроля и должно привести к повышению качества госуслуг», — подытожил он.
Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», слабо верят в эффективность этого механизма.
«Чтобы эта система заработала, гражданам нужно проявлять большую активность, чем просто ставить галочки в каких-то анкетах. Я не знаю ни одного примера, когда бы на основании таких данных опроса граждан об их удовлетворенностью работой чиновников кого-то отправляли в отставку», — считает доцент кафедры теории и практики госуправления НИУ «Высшая школа экономики» Павел Кудюкин.
«Сейчас идет некая игра с обществом, в котором нарастает недовольство, поэтому ищут способы, как бы ничего не менять, но при этом бросить какие-то подачки обществу», — считает он.
«Кто будет этот Чуров, который все это подсчитает?» — не понимает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.
«Обратная реакция населения должна быть, но я не вижу механизмов дальнейшего реагирования на эти гневные письма трудящихся, потому что в сложившейся системе управления обратная связь действует только тогда, когда уже гнойник вздулся до неприличных размеров», — прокомментировала она правительственную инициативу.
Эксперт по вопросам госслужбы Владимир Южаков напоминает, что аналогичная норма существовала и ранее, но немного в другом виде. Если вспомнить первую версию концепции административной реформы в РФ, которая была принята в 2006 году, ее первым направлением было внедрение механизмов по оценке деятельности органов власти в субъектах РФ, в том числе со стороны граждан, но до указа президента тогда это не дошло».
«Одной рукой власть продолжает создавать проблемы в традиционных политических институтах – в парламентаризме, политических партиях, общественных организациях, а другой рукой продолжает создавать всевозможные симуляторы,
которые вместо реальной общественной активности являются имитацией. Фактически получается, что сами чиновники организуют собственную оценку, ну это смешно и наивно. Это попытка успокоения общественности», — считает руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев.