Придя на избирательные участки 6 ноября, 119 млн американцев голосовали не за президента, а за делегатов от своих штатов в коллегию выборщиков, которая и называет имя следующего президента. Если говорить еще строже, то они голосуют за список выборщиков, представленный той или иной партией.
Выборщики определят, кто станет президентом и вице-президентом США, только «в первый понедельник после второй среды декабря», т.е. 17 декабря. Их голоса будут торжественно подсчитаны в американском сенате 6 января.
Штаты имеют разное представительство в коллегии. Число выборщиков определяется тем, сколько человек представляет штат в конгрессе. Самые маленькие по численности населения штаты (Аляска, Вайоминг, Монтана, Северная и Южная Дакота) скромно представлены в американском парламенте: в верхней палате конгресса их интересы защищают два сенатора, а в нижней палате – один конгрессмен. Те же три голоса и у округа Колумбия, который в палате представителей не имеет своих конгрессменов. Густонаселенные же штаты, такие как Калифорния, Техас или Нью-Йорк, имеют в коллегии гораздо больший вес. У них по 55, 38 и 29 голосов соответственно. При этом раз в десять лет представительство штатов в конгрессе пересматривается по итогам очередной переписи населения, изменяется и численность делегаций в коллегии выборщиков. Так, по сравнению с выборами 2008 года Техас приобрел четырех выборщиков, а Нью-Йорк, напротив, двоих потерял.
Общее число выборщиков составляет, соответственно, 538 человек — по сумме 100 сенаторов, 435 конгрессменов и трех мест, достающихся округу Колумбия. Из них 332 должны будут проголосовать за Барака Обаму, а 206 – за Ромни. Особых церемоний голосование выборщиков не предполагает: только в Олбани, столице штата Нью-Йорк, и главном городе Огайо Коламбусе выступление членов коллегии в зале заседаний конгресса штата сопровождается почетным караулом из гвардейцев и торжественной музыкой. В столице Вермонта Монпелье выборщики просто будут приглашены в кабинет государственного секретаря штата, где и проголосуют в двух отдельных бюллетенях – за президента и вице-президента США.
Большинство штатов установили, что выборщики не могут голосовать иначе, чем решили сами жители штата, окончательно зафиксировав принцип «победитель получает все».
Запрет уже отобранным членам коллегии голосовать за иного кандидата или воздерживаться при голосовании иногда нарушается — сознательно или по случайности. Восемь лет назад один из выборщиков от Миннесоты вписал в бюллетень не имя демократического выдвиженца Джона Керри, за которого проголосовал его штат, а фамилию шедшего с ним в паре Джона Эдвардса, причем сделав ошибку — написав «Эвардс». При этом все выборщики от штата при голосовании по кандидатуре вице-президента (голосование по кандидатурам проходит отдельно) вписали в бюллетень имя Эдвардса. Поскольку совершивший ошибку выборщик так и не признался, штат Миннесота принял закон, отменявший тайное голосование выборщиков и устанавливавший право переголосовать при ошибке.
Но в 84 других случаях за двухсотлетнюю историю выборщики шли на обман доверия своих избирателей сознательно. В последний раз пойти против воли избирателей по собственному почину решила 12 лет назад выборщик от округа Колумбия Барбара Летт-Симмонс, отказавшаяся подавать свой голос за тогдашнюю пару демократов — Альберта Гора и Джозефа Либермана — в знак протеста против отсутствия у столицы США своих представителей в конгрессе. А в 1836 году все 23 выборщика от Вирджинии единодушно отказали в поддержке «своему» кандидату в вице-президенты Ричарду Джонсону, узнав, что он якобы сожительствовал с негритянкой. Тогда большинства никто из выдвигавшихся в вице-президенты не получил — в соответствии с законом, его имя назвал сенат.
К такой процедуре конгресс прибегает лишь в том случае, когда один из участников гонки не получает поддержки абсолютного большинства выборщиков. Если большинства, которое на этих выборах составляет 270 голосов, не получает ни один из соискателей президентского кресла, то имя нового главы государства объявляет палата представителей. Если же такая оказия приключается с выдвиженцами в вице-президенты, то решение остается за сенатом.
Подобное случилось лишь однажды, в 1824 году, когда после роспуска Федералистской партии на пост президента одновременно выдвинулись сразу четыре представителя единой тогда Демократическо-республиканской партии. Несмотря на то что за Эндрю Джексона в том году проголосовали большинство избирателей (41,3%), он не смог заручиться поддержкой в необходимом для победы количестве штатов. Не удалось этого и его соперникам — Джону Куинси Адамсу, Уильяму Кроуфорду и Генри Клэю. Тупиковую ситуацию разрешила палата представителей, проголосовавшая за Адамса.
Казус 1824 года стал возможен также потому, что своего кандидата в президенты может выдвинуть теоретически даже не партия, а любое объединение граждан, готовое собрать необходимое число подписей для регистрации своего выдвиженца в большинстве штатов.
Поскольку каждый штат голосует по своим собственным законам, а Федеральная избирательная комиссия выполняет лишь общий надзор за проведением выборов, можно говорить, что в США 6 ноября прошли не единые президентские выборы, а завершилась 51 отдельная избирательная кампания. В зависимости от местных реалий в этих выборах могут участвовать разное число кандидатов на президентский пост, что так не понравилось в избирательном законодательстве США председателю российского ЦИКа Владимиру Чурову.
В Алабаме, к примеру, необходимо подать на имя властей штата петицию с требованием внести имя того или иного кандидата в бюллетень. Причем подписавшихся должно быть не менее 3% от общего числа принявших участие в прошлых президентских выборах. Северная Дакота также требует петицию, но подписанную фиксированным числом избирателей – семью тысячами человек. А Мэриленд позволяет участвовать в выборах кандидатам от партий, число зарегистрированных членов которых превышает 1% от всего взрослого населения штата.
В итоге имя кандидата от Либертарианской партии Гэри Джонсона появилось в бюллетенях в 48 штатах и округе Колумбия, а в Мичигане он получил право избираться через пустую графу (write-in): его избиратели могли сами занести в бюллетень, и этот выбор удостоверялся государственным секретарем штата. В Оклахоме за Джонсона голосовать было нельзя.
Представителю Партии «зеленых» Джилл Стайн повезло меньше: она избиралась в 36 штатах и округе Колумбия, еще в семи штатах избиратели могли вписывать ее имя в бюллетени. Попыталась выдвинуть своих кандидатов и некоммерческая организация «Американцы избирают», к услугам которой обратились бывший губернатор Луизианы Бадди Рёмер и экс-мэр Солт-Лейк-Сити Рокки Андресон. Получившая право выдвигать своих кандидатов в 28 штатах, для чего в некоторых штатах ей пришлось регистрироваться как партии, организация в итоге отказалась от участия в президентской гонке. Своих представителей выставили в ряде штатов также Конституционная партия, Партия справедливости, Партия мира и свободы, а также ряд других партий и политических организаций.
В совокупности в бюллетенях появились имена 28 кандидатов, но только Джонсону и Стайн удалось собрать более 100 тысяч голосов (они получили, по предварительным данным, 1,14 млн и 396 тысяч соответственно).
Участие в президентской гонке «зеленых», коммунистов или палеоконсерваторов вряд ли способно поколебать укоренившуюся в США двухпартийную систему, поскольку поддержка кандидатов «третьих» партий минимальна. В настоящее время называют себя республиканцами или демократами три пятых американцев, при этом на президентских выборах начиная с 1980 года за две ведущие партии голосовали и 75% граждан США, которые не причисляют себя ни к одной из них, оставаясь «независимыми».
Так что повторение тупикового голосования 1824 года из-за участия слишком многих кандидатов благодаря устойчивости двухпартийной системы вряд ли возможно в ближайшем будущем. Но все-таки получение равного числа голосов и, соответственно, выборы президента конгрессом статистически нельзя было исключать и в ходе этого голосования. Получение обоими кандидатами по 269 голосов выборщиков было возможно при пяти раскладах, что чисто технически составляет менее 1% из возможных вариантов голосования, а с точки зрения электоральной статистики практически совсем невероятно.
И все-таки кандидаты от «третьих» партий, как их называют в США, могут играть определяющую роль при определении исходов голосования, но не самостоятельную, а скорее спойлерскую. Раскол в начале прошлого века у республиканцев и выход из их партии экс-президента Теодора Рузвельта, вновь выдвигавшегося на выборах 1912 года от Прогрессивной партии, привел в Белый дом демократа Вудро Вильсона.
За последние два десятилетия подобная коллизия повторялась даже дважды. В 1992 году участие в гонке эксцентричного миллиардера Росса Перо, получившего целых 18,9% голосов, способствовало поражению вице-президента Джорджа Буша-старшего, а восемь лет спустя история повторилась с точностью до наоборот. Ральф Нейдер, баллотировавшийся от Партии «зеленых», хоть и получил только 2,7% голосов, срезал шансы занять президентское кресло демократа Альберта Гора. В ключевом штате Флорида, где для выявления победителя потребовался многодневный пересчет голосов, за «зеленого» кандидата отдали голоса 97 тысяч человек. При ином раскладе с высокой долей вероятности они проголосовали бы за Гора, чье отставание от Буша составило всего 537 голосов (0,009%).
На этот раз голоса, поданные за одного «третьего» кандидата, не сыграли решающей роли. В той же Флориде, где разница между Бараком Обамой и Миттом Ромни оказалась минимальна – 0,6%, или почти 52 тысячи голосов, — поданных за Джонсона 44 тысяч не хватило бы, чтобы переломить ход гонки. Но в совокупности 71 тысяча голосов, полученных «третьими», все-таки превышает эту разницу. «Мы очень даже рады такому исходу событий», — комментирует для Sunshine State News председатель Либертарианской партии Флориды Эдриан Уайли.
Хотя скандальный пересчет голосов во Флориде еще в 2000 году поднял вопрос о демократичности избирательной системы США, лишь однажды американские политики задумались об отказе от двухступенчатого голосования. Произошло это в 1970 году, два года спустя после того, как Ричард Никсон, набравший лишь на 1% больше голосов на общенациональном уровне, победил с разницей в 120 голосов выборщиков.
Поправка Бэя--Селлера, названная по именам разработчиков конгрессмена Эммануэля Селлера и сенатора Бирча Бэя, была внесена в палату представителей в апреле 1969 года, а в сенат – в августе 1970 года. Согласно ей, в США вводилась бы прямая избирательная система, согласно которой главой государства и его заместителем становились те, кто набирал бы больше 40% от поданных голосов. Если эту планку преодолевали две пары кандидатов или ее не достигал никто, то проводился бы второй тур голосования, победитель в котором определялся бы простым большинством.
Поправка к Конституции вроде бы была поддержана и палатой представителей, и президентом Ричардом Никсоном, но в сенате столкнулась с жестким сопротивлением. Консерваторы из обеих партий и представители небольших штатов, беспокоившиеся за то, что новые правила уменьшат влияние их регионов, забаллотировали предложение. Для отказа от двухсотлетней традиции сторонникам реформ не хватило лишь 13 голосов сенаторов.