Утверждение нового состава правительства проходило на фоне массовых забастовок по всей Грузии. Сначала трехдневную забастовку провели рабочие портового города Поти, затем выразили протест шахтеры Чиатуре из-за низких зарплат и условий труда, бастовали также работники разливного завода № 1 в Боржоми, а накануне на акцию протеста вышли сотрудники Грузинской железной дороги.
Лидер объединенных профсоюзов Ираклий Петриашвили публично объяснил: забастовки вызваны приходом новых властей, поскольку у рабочих появилась надежда, что те избавят их от кабальных условий. В четверг надежды сосредоточились в Кутаиси (западная Грузия), где в новеньком здании парламента еще не успевшие переехать в него депутаты утверждали состав правительства «мечтателей».
Заседание началось в полдень. Первым делом Иванишвили представил свою правительственную программу.
Ее приоритетом, по словам миллиардера, будет объединение страны, иными словами, возвращение Южной Осетии и Абхазии в состав Грузии.
«Грузинское, абхазское и осетинское общества вместе должны взять на себя ответственность как за безопасность региона, так и за безопасность будущих поколений, — цитирует «Новости-Грузия» Иванишвили. — Будут приветствоваться семейные, родственные и личные отношения, которые поддерживает население, живущее по обе стороны «разделительной линии».
Иванишвили обещал продолжить стратегию Саакашвили по развитию «околоконфликтных регионов» — Самегрело (граничащий с Абхазией) и Шида-Картли (с Южной Осетией). Если Саакашвили строил на зависть абхазам город-курорт Анаклия и город-порт Лазику (находящиеся недалеко от грузино-абхазской границы), то теперь решено создать для отколовшихся регионов фонд поддержки реабилитационных проектов. Соблазнять бывшие грузинские территории Иванишвили собирается социальными прелестями:
у населения Абхазии и Цхинвальского региона (так в Грузии принципиально называют Южную Осетию) будет возможность свободного пользования любыми льготами граждан Грузии.
При этом строительство «города-мечты» Саакашвили Лазика Иванишвили решил вовсе отменить, поскольку город «абсурден» (он строится на вековых болотах Колхидского парка). Ранее основной оппонент Саакашвили называл проект Лазики еще и мошенническим. Впрочем, порт на месте начатого строительства Иванишвили, возможно, и построит. «Порт — это реалистично, однако точный ответ дать не могу», — сказал Иванишвили.
Также новый премьер в очередной раз повторил, что Грузия продолжит курс на интеграцию с НАТО. По его мнению, ориентация страны на Североатлантический союз не помешает укреплению связей с Россией. Иванишвили, в прошлом российский бизнесмен, решил отказаться от попыток восстановить дипломатические отношение с Москвой, зато собрался возобновить экономические, торговые и культурные связи.
Первый удар в сердце России Иванишвили нанесет через желудок: «Возможность возвращения нашей продовольственной продукции на российский рынок реально существует и входит в интересы обеих стран»
Новые веяния в грузинской политике накануне на встрече с президентом Южной Осетии Леонидом Тибиловым отметил Владимир Путин: «Сейчас ситуация в регионе несколько меняется. Надеюсь, что будет меняться к лучшему и нам удастся выстроить отношения добрые со всеми соседями».
Как и когда боржоми, вино и орехи вернутся на российские прилавки, Иванишвили не уточнил: «Я не могу сказать конкретное число».
Отсутствие точных цифр и дат является сегодня главной проблемой победившей «Грузинской мечты». Парламентское меньшинство не устает требовать цифры, но большинство продолжает увиливать от конкретики. Накануне лидер фракции «Единого национального движения» Давид Бакрадзе после ознакомления с правительственной программой заявил, что «исчезли все цифры, все конкретные обещания». По словам парламентария, занимавшего до 1 октября должность спикера законодательного органа, в среду на комитетских слушаниях практически ни один из кандидатов на министерские посты не был готов говорить по конкретным темам.
Пикировка в новом парламенте вообще занимает большую часть времени его работы: получившие власть еще не избавились от оппозиционного максимализма, а утратившие ее слишком уж быстро вжились в роль меньшинства.
Выступая вчера в парламенте, Иванишвили обвинил в начале российско-грузинской войны 2008 года Михаила Саакашвили.
Впервые официальная грузинская власть отказалась от риторики по типу «Россия — агрессор».
В программе нового правительства нет слова «оккупант», преследовавшего РФ последние четыре года в официальных грузинских документах. «Принципиально иное отношение к России — вот что больше всего раздражает новую оппозицию, много лет, будучи у власти, называвших Россию оккупантом», — говорит политолог Рамаз Сакварелидзе.
«Война 2008 года была большой провокацией, которую спланировал ваш главнокомандующий и вы, — обратился к «националам» Иванишвили. — Об этом сказано и в заявлении Тальявини (Хайди Тальявини — руководитель международной следственной комиссии по установлению фактов военных действий в августе 2008 года. — «Газета.Ru.). Признают это американцы и все европейцы. Всего этого могло не случиться, если бы у нас было нормальное руководство».
Сегодня «националы» ответили Иванишвили на обвинения, проголосовав почти всем своим меньшинством (в 54 голоса) против утверждения нового кабинета министров. Но это ничего не решало.
За правительство во главе с Иванишвили высказались 88 депутатов (на два голоса больше, чем есть у «Мечты» в парламенте), сообщили в пресс-службе законодательного органа.
Для утверждения хватило бы и 76 голосов — конституционного большинства. Согласно конституции Грузии, после объявления парламентом вотума доверия правительство вступает в свои полномочия. Состав нового кабмина, который был официально объявлен еще 20 октября, остался прежним.
Иванишвили стал премьер-министром. В Грузии к концу 2013 года вступит в силу новая модель конституции, Грузия из президентской республики станет парламентской, к главе кабмина перейдет значительная часть президентских полномочий. Сегодня в парламенте заявили, что большинство в «Грузинской мечте», отдает предпочтение парламентскому правлению, но вопрос остается открытым. «Окончательное решение о конституционном устройстве страны будет принято на основании соглашения с общественностью».
Министром обороны был утвержден лидер партии «Наша Грузия — Свободные демократы» Ираклий Аласания. «У него большие политические амбиции. Не исключено, что он попытается заменить Иванишвли на посту премьер-министра, когда тот уйдет. Но он не будет преемником, ему придется бороться за пост», — рассказал «Газете.Ru» независимый советник Иванишвили, политолог Гия Хухишвили. Нелюдимый Иванишвили, начиная политическую карьеру прошлой зимой, заявил, что уйдет из политики через полтора года. «В коалиции сильны противоречия, она состоит из разных партий. Весь предвыборный период я работал с ними и могу сказать, что противоречия там не настолько сильны, чтобы не быть преодолимыми», — говорит политолог.
По мнению эксперта, через полтора года — срок, установленный самим премьером, — отношение к России может снова охладеть.
«Надеюсь, что к тому моменту изменения в отношениях с Россией будут уже необратимыми и испортить их снова не удастся», — надеется Хухишвили.
Пост главы реформированного МВД занял руководитель благотворительного фонда Cartu Ираклий Гарибашвили, получивший образование в парижской Сорбонне (Université Paris 1). «Один из самых многообещающих министров», — комментирует Хухишвили.
Бывшая звезда итальянского футбольного чемпионат Каха Каладзе — первый номер в списках «Мечты» на парламентских выборах — стал министром энергетики и природных ресурсов. «Футболист-министр — это, конечно, может кого-то испугать. Но Каладзе зарекомендовал себя успешным менеджером», — отмечает Хухишвили.
МИД возглавила пресс-спикер коалиции Майя Панджикидзе, министерство юстиции — кандидат в депутаты парламента от «Грузинской мечты» Тея Цулукиани, министерство по исполнению наказаний и пробации — бывший народный защитник Грузии Созар Субари, министерство по евроинтеграции — один из активистов коалиции, представитель партии «Наша Грузия — Свободные демократы» Алекси Петриашвили. «Депрессивное» министерство сельского хозяйства досталось бывшему министру сельского хозяйства и продовольствия еще в кабинете Эдуарда Шеварднадзе Давиду Кирвалидзе. Министром по делам беженцев и расселению вопреки протестам стал кандидат в мажоритарные депутаты «Грузинской мечты» Давид Дарахвалидзе, который во время предвыборной кампании в парламент запомнился ксенофобскими высказываниями. В интернете распространялась петиция с призывом к Иванишвили снять кандидатуру Дарахвелидзе на пост министра по делам насильственно перемещенных с оккупированных территорий лиц.
Министром здравоохранения стал врач-педиатр Давид Сергиенко, министром финансов — профессор экономики, представитель коалиции «Грузинская мечта» Нодар Хадури, министром экономики — ведущий менеджер Cartu bank Гиоргий Квирикашвили, министром образования — ректор грузинского Института общественных отношений GIPA Георгий Маргвелашвили, министром охраны окружающей среды — представительница «Грузинской мечты» Хатуна Гоголадзе, министром регионального развития и инфраструктуры — ученый и эксперт Давид Нормания, министром культуры и охраны памятников — писатель Гурам Одишария, уроженец Сухуми, министром спорта и по делам молодежи — Леван Кипиани (сын знаменитого грузинского футболиста Давида Кипиани), министром по вопросам диаспоры — Котэ Сургуладзе (представитель партии «Наша Грузия — Свободные демократы»), министром по вопросам реинтеграции (урегулирования конфликтов) — политолог, представитель Республиканской партии Паата Закареишвили. Всего кабинет министров состоит из 19 человек.