В госдепартаменте США уверены, что на борту сирийского самолета, остановленного в Турции, было «серьезное военное оборудование». В пятницу инцидент с воздушным судном, следовавшим из Москвы в Дамаск и принудительно посаженным в Анкаре, прокомментировала представитель ведомства Виктория Нуланд: по её словам, у американских чиновников нет сомнений в том, что груз на борту не был гражданским. Нуланд отказалась сообщить, что именно нашли на борту, пояснив, что оставляет это право за властями Турции. Представитель госдепартамента также не стала отвечать на вопрос о том, были ли поставки организованы Россией или частной компанией.
«Мы получили достаточно подробный отчет от турецкой стороны о том, что конкретно они обнаружили. Я думаю, премьер-министр Эрдоган сделал достаточно четкие заявления на этот счет», — заявила Нуланд. Накануне турецкий премьер Тайип Эрдоган сообщил, что на борту пассажирского самолета находился военный груз и Россия таким образом нарушила правила гражданской авиации. Власти страны также заявили, что будут и впредь блокировать воздушные суда, которые везут через Турцию оружие, предназначенное для подавления сирийского восстания.
«У нас нет сомнений в том, что там было серьезное военное оборудование, — заявила Нуланд. – Мы общались на эту тему с российскими коллегами. Как вы знаете, у нас есть довольно серьезные опасения по поводу того, что такое происходит, тем более когда это делает член Совета Безопасности».
Нуланд также напомнила, что Совбез по-прежнему не ввел санкции против Сирии именно из-за блокирующих голосов РФ и КНР. В то же время представитель госдепартамента признала, что формального запрета на поставки военной техники в Дамаск нет, так что Россия ничего не нарушила, кроме неписаных правил. Москва в Сирии, по мнению госдепартамента, ведет политику морального банкротства.
«Другие члены Совета Безопасности делают все что могут, чтобы режим Асада не получал поддержки извне… Мы говорим (и говорим это уже почти год), что ни одна ответственная страна не должна помогать и поддерживать военную машину режима Асада — и особенно те, у кого есть обязательства по сохранению мира и безопасности, как у членов Совбеза ООН», — подчеркнула представитель госдепа.
В пятницу вечером, после почти суток молчания, инцидент с воздушным судном прокомментировал министр иностранных дел Сергей Лавров, подчеркнувший, что о каких-либо тайных поставках оружия речи идти не может. Он, впрочем, признал, что на борту самолета, следовавшего из аэропорта Внуково, было оборудование двойного назначения, которое может быть использовано как в гражданских, так и в военных целях. «Груз этот являет собой электротехническое оборудование для РЛС (радиолокационные станции систем ПВО – «Газета.Ru»), оборудование двойного назначения, но не запрещенное никакими международными конвенциями. По нашим данным, поставщик будет требовать возврата груза, который является его собственностью», – сказал Лавров, подчеркнув, что перевозка такого рода грузов гражданскими воздушными судами является абсолютно обычной практикой.
Газета «Коммерсантъ» в субботу сообщила, что самолет должен был доставить в Дамаск продукцию тульского ОАО «Конструкторское бюро приборостроения» (КБП) — одного из предприятий оборонной промышленности России, которое входит в состав госкорпорации «Ростехнологии». На борту аэробуса A 320 находились 12 ящиков с радиотехническими устройствами, сообщил газете один из источников в ВТС.
Пока неизвестно, каким образом инцидент с перехватом самолета скажется на российско-турецких отношениях. Назначенный на 14—15 октября визит президента Владимира Путина в Турцию в четверг был перенесен на более поздний срок.