МИД России в четверг выступил с заявлением по поводу очередного шпионского скандала. В среду вечером стало известно, что 11 гражданам России в США предъявлено обвинение в шпионаже. Прокуратура утверждает, что россияне занимались нелегальным экспортом микроэлектроники, которая в дальнейшем использовалась в военных целях.
«Насколько нам известно, обвинения, которые были выдвинуты, касаются нескольких граждан Российской Федерации. Эти обвинения, по информации, которую нам передала американская сторона, носят уголовный характер, они не касаются какой бы то ни было разведывательной деятельности», — цитирует «Интерфакс» замглавы МИД России Сергея Рябкова.
«Мы уже получили возможность провести консульскую встречу с одним из обвиняемых, мы работаем над тем, чтобы консульские встречи были организованы для других лиц, находящихся под арестом. Эта ситуация внимательно отслеживается и тщательно отрабатывается нашими загранучреждениями США и соответствующими подразделениями МИД», – добавил он.
В свою очередь, официальный представитель МИД Александр Лукашевич выразил недовольство по поводу того, что США не сообщили об аресте российских граждан в посольство. «У нас вызывает серьезные вопросы то обстоятельство, что американские власти не уведомили должным образом российские консульские учреждения о факте ареста наших соотечественников», – сказал Лукашевич.
При этом глава ведомства Сергей Лавров отметил, что в настоящее время МИД выясняет, действительно ли среди задержанных есть российские граждане.
«Нам американцы сказали, что арестованы 13 человек. Десять из них – граждане США, остальные – граждане из бывших соцстран», – цитирует Лаврова РИА «Новости».
Глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая отметила, что «шпионский скандал» в США разворачивается на фоне предвыборной борьбы. «Сегодня в Соединенных Штатах в самом разгаре предвыборная кампания, в ходе которой, как всегда, разыгрывается обязательная тема «любви» к России», – сказала она.
Впрочем, глава МИД России не согласен с такими выводами. «Я не вижу связи между этим вопросом и предвыборной гонкой», – сказал Лавров.
В свою очередь, эксперты не видят связи этого шпионского случая с предыдущим громким скандалом. Сравнивать дело об экспорте технологий со скандалом 2010 года, когда в США были арестованы 10 российских разведчиков, в том числе Анна Чапман, некорректно, утверждает главный редактор сайта «Агентура.Ru» Андрей Солдатов. «По структуре и содержанию это разные истории. Вывоз технологий имеет место с советских времен. Тогда этим занимались прежде всего американские бизнесмены, которые преодолевали ограничения на поставки высокотехнологического оборудования в СССР», — отмечает эксперт. По его словам, это нельзя называть шпионским скандалом.
«Речь идет о так называемых технологиях двойного назначения, которые можно использовать как в гражданских целях, так и в военных. Поэтому формулировка американских властей о шпионаже выглядит странно. Люди шли на рискованный бизнес, видимо, совершали уголовное преступление, рассчитывая на соответствующую прибыль», — подчеркивает Солдатов.
В среду бруклинский прокурор предъявил обвинения 11 гражданам России, которые подозреваются в незаконном экспорте военных технологий. Как сообщает официальный сайт ФБР, среди обвиняемых — 46-летний Александр Фишенко, 34-летний Шавкат Абдуллаев, 58-летняя Людмила Багдикян, 38-летняя Анастасия Дятлова, 37-летняя Виктория Клебанова, 44-летний Сергей Клинов, 58-летний Александр Пособилов, 36-летний Юрий Савин, Дмитрий Шегуров (его возраст неизвестен), 32-летняя Севиньи Тагиева и 31-летняя Светалина Загон. Также окружной суд Восточного округа Нью-Йорка подозревает экспортную компанию Arc Electronics, расположенную в Техасе, и московскую фирму Apex System в нелегальном экспорте высокотехнологичной микроэлектронной продукции из США в российские службы разведки.
Власти США не смогли взять под стражу троих из одиннадцати россиян, обвиненных накануне в шпионаже. «(Сергей) Клинов, (Юрий) Савин и (Дмитрий) Шегуров не были арестованы и, как мы полагаем, находятся в России», заявил пресс-секретарь прокурора Бруклина Роберт Нардоза.