Активистка движения «Солидарность» Анастасия Рыбаченко объявлена в федеральный розыск по делу о «массовых беспорядках» 6 мая на Болотной площади, сообщается на сайте Следственного комитета. Объявление было сделано еще 11 сентября, но следствие рассказало об этом только сейчас. Конкретных претензий к Рыбаченко в сообщении нет.
21-летняя Рыбаченко уехала из России еще летом, после первых арестов и обысков у лидеров оппозиции в июне 2012 года, и сообщила в своем Twitter, что будет просить политического убежища в Германии, однако потом отказалась от этой идеи и уехала в Тбилиси, где жила до последнего времени.
Летом же в московской квартире Рыбаченко прошел обыск по «болотному делу», а в середине сентября стало известно об ее отчислении из Государственного академического университета гуманитарных наук. Сама она объясняла это политическими причинами и давлением на руководство вуза со стороны следователей.
Накануне сообщения об объявлении в розыск Рыбаченко написала в Twitter, что поступила в Таллинский технологический университет, где она планирует учиться ближайший год. «Поздравьте меня: я поступила в Tallinn University of Technology, спасибо Гарри Каспарову и Борису Немцову за рекомендации и другую помощь, — сообщила активистка. — Я буду учиться только один год, чтобы закончить начатое в Москве обучение, так что мое обещание, что вернусь, по-прежнему в силе».
Последние известия активистка не комментирует: она заявила в своем микроблоге, что «на следующей неделе вступит в дело мой адвокат, изучит основания объявления меня в розыск, до этого комментариев не будет». Ее защитником стал скандально известный Дагир Хасавов, против которого только недавно были сняты обвинения в разжигании розни в связи с его апрельскими высказываниями о том, что если в России не будут распространяться шариатские суды, то улицы Москвы будут залиты кровью. Адвокат заявил, что телеканал РЕН вырвал его слова из контекста, с чем в конечном итоге согласилось следствие. Хасавов, опасавшийся преследований, сам последнее время находился вне России. В своем блоге Рыбаченко пишет, что помощь Хасавова будет бесплатной и что она ему доверяет и уважает, так как он «спас от тюрьмы» одного из ее друзей, имея в виду активиста «Другой России» Матвея Крылова.
В 2010 году ставшая членом московского политсовета «Солидарности», Рыбаченко приобрела известность, когда после президентских выборов в Белоруссии 19 декабря 2010 года она была арестована в Минске за участие в несанкционированной акции и провела 10 суток под административным арестом. После этого Рыбаченко активно занималась уличной политикой от лица «Солидарности» и принимала участие в акциях протеста за рубежом во время крупных международных мероприятий, в которых принимали участие российские официальные делегации.
Следователи объявили о передаче в суд первого дела одного из обвиняемых в «массовых беспорядках», Максима Лузянина.
Он обвиняется в «применении насилия, не опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти», и в «участии в массовых беспорядках». «Следствием собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело направлено для утверждения обвинительного заключения и последующей передачи в суд для рассмотрения по существу», — говорится в сообщении ведомства. Лузянина обвиняют в том, что он кинул в полицейских куском асфальта, а потом «совместно с другими участниками беспорядков сорвал с бойца отряда особого назначения Центра специального назначения сил оперативного реагирования ГУ МВД России по городу Москве противоударный шлем, бронежилет, отнял резиновую палку и противогаз». «После этого Лузянин сбил полицейского с ног и вместе с другими участниками массовых беспорядков нанес удары руками и ногами по голове и телу потерпевшего. В результате полицейский получил закрытую черепно-мозговую травму и другие повреждения. Действуя по схожей схеме, Лузянин сбил с ног и применил насилие в отношении еще троих сотрудников полиции. При этом к одному из них обвиняемый применил удушающий прием», — расписывают обвинения в СК.
Всего фигурантами «болотного дела» являются 17 человек. В отличие от остальных фигурантов дела Лузянин признал свою вину, поэтому его дело было выделено в отдельное производство и будет слушаться в особом порядке.