За несколько дней до подачи документов на согласование оргкомитет марша развалился на две соперничающие друг с другом группировки — «демократы и защитники прав ЛГБТ» и «демократы и националисты».
Оппозиционеров традиционно разделил вопрос о том, как им относиться к наличию радикально националистического и ЛГБТ-крыльев в их среде, которые уже дважды сходились в потасовках на публике. Еще в ходе акции 4 февраля у националиста Николая Бондарика, начавшего скандировать гомофобные лозунги, соратники по протестному движению попытались вырвать микрофон, а после окончания акции 12 июня националисты взяли реванш, напав на группу из ЛГБТ-активистов и выбросив их транспарант в канал имени Грибоедова.
Окончательное размежевание произошло на заседании 28 августа, когда ЛГБТ-активисты и националисты отказались иметь друг с другом дело, заставив демократическое крыло выбирать между ними и в конце концов расколоться.
31 августа в Смольный подали сразу три заявки на шествия в центре Петербурга, горадминистрация на все ответила фактическим отказом, предложив антипутинцам маршировать в Полюстровский парк на окраину Северной столицы.
Несогласные стали было возмущаться, ругать ненавистный режим, хотя в кулуарах некоторые из лидеров протеста признавались, что просто неправильно оформили документы — не прописали точный маршрут, ограничившись такими обозначениями, как БКЗ «Октябрьский» — Пионерская площадь.
За три дня до марша Смольный удовлетворил все пожелания оппозиционеров, санкционировав им сразу три шествия. Выглядело это так: заявители прибыли в комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности, где каждая группа по отдельности заходила в кабинет к главе ведомства Леониду Богданову и согласовывала свою демонстрацию. При этом
некоторые требовали от чиновников максимально развести их по времени с конкурентами, чтобы не слиться с ними в одном марше.
Сначала приняли представителей оргкомитета «Марша миллионов», состоящего из демократов и националистов (ПАРНАСа, «Другой России», «Левого альянса», «РОТ-Фронта», «Левого фронта», «Национальных демократов» и незарегистрированной Национал-демократической партии). Они стартуют в 14 часов от БКЗ «Октябрьский», в 15.00 на Конюшенной площади начнется митинг, который продлится до 16.30.
Один из организаторов акции Андрей Пивоваров благодарит власти за то, что чиновники объединили их в одном месте. «Это хороший, позитивный жест. Один маршрут — первый шаг в нормальном направлении. Жаль, что это сделано с подачи Смольного, а не наших визави», — заметил он в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru».
Второй застолбила место Ольга Курносова — лидер «Гражданского комитета», бывшая председатель местного «Объединенного гражданского фронта». Свой собственный марш Курносовой пришлось проводить из-за того, что ее под формальным предлогом не приняли в оргкомитет митинга демократов и националистов. В итоге Курносова со сторонниками двинется от БКЗ «Октябрьский» и по тому же маршруту, что и тандем демократов и националистов, но на пять минут позже. Конечной точкой станет Марсово поле, митинга не запланировано.
Курносова утверждает, что специально подавала заявку с минимальной разницей по времени, чтобы пришедшими людьми происходящее воспринималось как единая акция, пусть и с разными колоннами.
«Попытки мериться, у кого больше, достали. Но какие-то подвижки в направлении общего шествия есть, ведь оргкомитет «Демократический Петербург» по моей просьбе согласился идти после нас», —заявила она.
Однако руководители «Демократического Петербурга», состоящего из РПР-ПАРНАС, «Яблока», собирающейся легализоваться Либертарианской партии, Российского социал-демократического союза молодежи, «Лиги избирательниц», а также сразу двух защищающих права геев и лесбиянок ассоциаций — «ЛГБТ-инициатива» и «Альянс гетеросексуалов за равноправие ЛГБТ» — не торопятся мириться и продолжают мериться. Правда, к кому у них больше претензий — к соперникам или Смольному, — пока неясно.
Демократы обиделись на чиновников, которые не захотели их максимально развести по времени и месту с националистами. Смольный, считают в «Демократическом Петербурге», думал о себе, а не о них, когда согласовывал акцию.
«Умеренные оппозиционеры» хотели провести шествие от Троицкой площади и митинговать на Марсовом поле. Однако в ходе переговоров маршрут был скорректирован: в 14 часов демократы соберутся у гостиницы «Октябрьская», а в 14.30 двинутся в сторону Марсова поля, где в 15.00 намечен митинг. Активисты настойчиво призывают своих сторонников в социальных сетях «не перепутать демократический «Марш миллионов» с «Маршем миллионов» националистических и леворадикальных организаций и с акцией сторонников Курносовой».
«Мы стартуем от гостиницы «Октябрьская», поэтому расстояние между нами и теми, кто соберется у БКЗ, составит как минимум 500 метров, — сообщил яблочник Николай Рыбаков. — Кроме того, между нами перекроют Литейный, будут пропускать транспорт, чтобы машины не стояли слишком долго.
Не исключено, впрочем, что оппозиционные вожди, жаждущие общего и массового шествия, намеренно затянут старт и тогда гомосексуалы вынужденно примкнут к националистам.
«Демократический Петербург» проведет 12 сентября серию пикетов на Невском проспекте с целью привлечь внимание к предстоящей акции.
В социальных сетях тем временем продолжается голосование по кандидатурам известных петербуржцев и москвичей, которых пригласят выступить на Марсовом поле. По состоянию на среду, лидируют музыкант Юрий Шевчук, артист Олег Басилашвили, режиссер Александр Сокуров и основатель «Яблока», депутат местного заксобрания Григорий Явлинский.
Несмотря на внутриоппозиционные баталии, все оргкомитеты имеют весьма смутное представление о содержательной стороне своих мероприятий. Лидеры протеста не берутся сказать, кто будет выступать на их митингах (демократы, правда, говорят, что с ними через Skype свяжутся глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева и экономист Ирина Ясина), на какое количество участников рассчитывают и чего надеются добиться.
Доцент кафедры политической психологии СПбГУ Александр Конфисахор полагает, что Смольный поступил абсолютно логично, удовлетворив просьбы «трудящихся», ведь «одно дело, когда оппозиция марширует в единой колонне, а другое — когда оппозиция идет раздельно, утверждая, что они-то и есть самые праведные». «Если бы заявили 10 маршей по пять человек, то и их согласовали бы. Здесь действует принцип «разделяй и властвуй». К тому же участники этих акций будут ругать как действующую власть, так и своих коллег по протестному лагерю, что внесет очередной раскол в ряды несогласных», — заметил эксперт.
Склоки в оппозиции политолог объясняет тем, что у лидеров протеста нет объединяющей идеи, ради которой они могли бы задвинуть свои амбиции на второй план.