Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, возглавляющий Консервативную партию, старшего партнера в существующей ныне коалиции тори с либерал-демократами, во вторник начал первые серьезные перестановки в своем правительстве. Пока что стало известно о перестановках в министерствах средней и малой важности – знаковым стало то, что первое известие об отставке касалось секретаря Агентства международного развития Эндрю Митчелла, который отныне будет заниматься внутрипартийной дисциплиной в парламенте.
Свои портфели сохранят канцлер казначейства Джордж Осборн и глава МИДа Уильям Хейг.
«В отсутствие каких-либо перемен наверху перестановки (в правительстве) с трудом достигнут того качества «перезагрузки» рейтингов коалиции, которого от них ждали накануне парламентских выборов, которые должны пройти в 2015 году», — оценивает ситуацию Reuters. Кэмерон согласился изменить состав своего кабинета после того, как сразу несколько консервативных членов парламента обвинили правящую коалиции в том, что она недостаточно активно борется за ускорение экономического роста. Одним из них был бывший теневой министр внутренних дел Дэвид Дэвис, потребовавший от кабинета провести «шоковую терапию», радикально снизив налоги и правительственные расходы на неприоритетные программы.
Как отмечает Акаш Паун из Института управления, подготовившего специальный доклад, посвященной перестановке в кабинете министров, использование премьер-министром своих законных полномочий по реорганизации кабинета может обернуться как укреплением его позиций, так и ослаблением их. Именно поэтому лейборист Тони Блэр так никогда и не решился сместить со своего поста канцлера казначейства Гордона Брауна, которому передал премьерство в 2007 году, а перестановка в кабинете не помогла его предшественнику консерватору Джону Мейджору избавиться «от ублюдков-евроскептиков» (так Мейджор называл в 1993 году своих противников).
Осборн, постоянный объект жгучей критики со стороны лейбористов и карикатуристов леволиберальной газеты The Guardian, больше других министров ответственен за падение популярности правящей коалиции, но для Кэмерона он является ключевым союзником.
Расстаться с ним, говорят Reuters источники в правительстве, означало бы признать ошибочность курса, взятого правящей коалицией на ужесточение бюджетной экономии. Это также вызвало бы обеспокоенность финансовых рынков, которым сейчас требуется уверенность в стабильности британской экономической политики, заключают собеседники агентства.
Только в понедельник Осборн получил очередное подтверждение собственной непопулярности – как в свое время соискателя российского президентского кресла Владимира Путина после боксерского поединка в «Олимпийском» канцлера казначейства, закрывавшего Параолимпийские игры, освистали зрители Олимпийского стадиона в Лондоне.
Одной из значимых фигур, потерявших свой нынешний пост, является министр юстиции Кеннет Кларк, который, однако, останется в правительстве министром без портфеля и будет заседать в Национальном совете безопасности, сохранив влияние в кабинете. Перестановки продолжатся весь день – на Даунинг-стрит, 10 съезжаются главы министерств, их заместители и видные представители обеих состоящих в союзе партий.
Как отмечает «Би-би-си», большинство министров «не могут быть уверены в собственном будущем».
При этом Кэмерону стоило бы помнить слова всесильного советника премьер-министра Блэра по общению с прессой Алистера Кэмпбелла, которые приводит в своем исследовании Паун: «Вы можете быть абсолютно уверены, что сегодняшний глубоко лояльный вам министр завтра станет ожесточенным заднескамеечником, кусающим сзади».