Жертвами теракта в Дагестане стали один из лидеров суфийской духовной общины шейх Саид афанди аль-Чиркави (Саид Ацаев) и еще пять человек. Сообщение о взрыве в доме 74-летнего аль-Чиркави в селе Чиркей Буйнакского района поступило на пульт дежурной части МВД по республике в 17 часов.
Как сообщает МВД, «под видом паломницы (к шейху) подошла женщина и привела в действие взрывное устройство, прикрепленное на поясе». В момент теракта в доме у аль-Чиркави находились его родственники. Все они погибли. Источник «Кавказского узла» в Следственном комитете сообщил, что от взрыва пострадали десятки людей, несколько человек с тяжелыми ранениями доставлены в больницу.
К моменту публикации заметки республиканское МВД уже подтвердило сообщение о гибели суфийского шейха. На сайте ведомства опубликована фотография погибшего и некролог.
Сейчас на месте теракта работают следователи, село оцеплено по периметру. На место теракта уже выехала группа из Духовного управления мусульман Дагестана во главе с муфтием. Как пишет «Кавказский узел», все руководство управления с 1990-х годов принадлежит к числу приверженцев аль-Чиркави.
Подавляющее большинство его последователей заняты в сфере предпринимательства или работают в Дагестане чиновниками, поэтому удар по аль-Чиркави стоит рассматривать как удар по прогосударственному исламу, считает главный редактор издания «Кавказский узел» Григорий Шведов. «Этого человека хорошо знают выходцы из Дагестана, которых в европейской части России большое количество. Он был влиятельной фигурой в Дагестане, во многом определяющей события на уровне официального ислама в республике. Таким образом, его смерть — это удар по официальному, прогосударственному исламу, потому что далеко не все суфийские учителя оказывали такое влияние на власть», — сказал Шведов «Газете.Ru».
Научный сотрудник Московского центра Карнеги Алексей Малашенко называет аль-Чиркави «главным духовным лидером Дагестана». Шейх возглавлял в Дагестане главный действующий в республике тарикат, нечто среднее между религиозной школой и религиозным орденом, Накшбанди. Кроме того, ему приписывают сильное влияние и лидерство в тарикате Шазилия. Это был человек «с огромным опытом богословия, с огромным авторитетом», «минимум 10 тысяч мюридов (последователей. — «Газета.Ru»), а я так думаю, что даже 50 тысяч», оценивает Малашенко.
В том, что аль-Чиркави убили приверженцы соперничающего с суфийским направлением салафитского учения радикальные поборники «чистоты ислама», ошибочно называемые российскими СМИ «ваххабитами», эксперт не сомневается. В октябре прошлого года в Дагестане был убит другой религиозный деятель, Сиражудин Хурикский (Сиражудин Исрафилов), которого называли шейхом № 2 в республике. Его во дворе собственного дома расстреляли неизвестные люди в камуфляжной форме и масках. В 1998 году подорвали муфтия Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова, тогдашнего председателя Духовного управления мусульман Дагестана, перечисляет Малашенко, по словам которого, в регионе уже сложилась «нехорошая традиция» устранения духовных лидеров.
«Я не исключаю, что мы в самые ближайшие дни увидим ответную реакцию, потому что так просто это убийство с рук не сойдет. Это смертница, классический вариант. И это убийство не масштаба дагестанского, даже не кавказского, а может быть, общемусульманского для России… В общем, найдут и будут мстить», — считает Малашенко.
В долгосрочной перспективе убийство аль-Чиркави, который был для Дагестана «символической фигурой», может помешать диалогу между традиционным исламом и умеренным крылом салафитов, прогнозирует эксперт Центра Карнеги. По его словам, мирное развитие событий на сегодняшний день невозможно.
Главред «Кавказского узла» Шведов также считает, что внутриконфессиональный диалог в республике теперь будет сильно затруднен. «Последние месяцев 12—15 Дагестан в отличие от других регионов демонстрировал попытку такого примирения внутри суннитской уммы, так как салафиты и суфии нашли платформу для диалога, а смерть этого духовного учителя — это удар по этому процессу и по той группе, которая такого диалога хотела», — говорит Шведов.