Новость о том, что «Мартынова заменили на Макея», для белорусского политического истеблишмента стала громом среди ясного неба. В первый же час после опубликования новости по социальным сетям разбежалась шутка: «То ли Макея так сильно понизили в должности, то ли статус МИДа резко подняли».
В белорусских реалиях именно администрация президента является центром реальной политической власти в стране. Там принимаются все ключевые решения, готовятся законопроекты, президентские указы и декреты. Уже потом решения, принятые в Красном доме (резиденция Лукашенко на ул. Маркса, 38, где расположена и его администрация), одобряются правительством и парламентом страны.
Соответственно, должность главы президентской администрации в Белоруссии обеспечивает влияние на порядок большее, чем пост министра иностранных дел. При этом руководитель администрации президента – одновременно еще и главный идеолог страны, он олицетворяет собой президентскую политику.
Официально Сергей Мартынов, руководивший МИДом с марта 2003 года, «освобожден от должности в связи с переходом на другую работу». Однако пока не называется ни эта работа, ни вероятная кандидатура на освободившуюся должность главы администрации президента.
Назначение Владимира Макея на должность главного дипломата в любом случае только ухудшит и без того плохие отношения Александра Лукашенко с Евросоюзом.
Дело в том, что после жестокого разгона митингов протеста в декабре 2010 года и развертывания репрессий против оппозиции Владимир Макей был внесен Советом Европы в список лиц, в отношении которых действуют санкции Евросоюза. Въезд в Европу (и в США) для него закрыт, как и для нескольких сотен других госчиновников и судей.
Однако в «черный список» ЕС не был включен бывший министр иностранных дел Сергей Мартынов – он, по сути, оставался «каналом коммуникации» между Лукашенко и западными странами. Теперь же глава Белоруссии назначил на пост министра заведомо невыездного Владимира Макея.
«Думаю, после истории с высылкой посла Швеции и взаимным отзывом посольств в Стокгольме и Минске назначение Макея министром иностранных дел – это еще один знак Евросоюзу от Лукашенко: мол, не очень-то мне и хотелось вести с вами дела, – сказал «Газете.Ru» белорусский политолог Виктор Демидов. – Сергей Мартынов был классический «человек в футляре», неприметный чиновник-дипломат, исключительно исполнитель. А Владимир Макей – это темпераментный идеолог, довольно яркая политическая фигура. Его деятельность на посту главы президентской администрации всегда была очень заметна. Так что не могу исключать и того, что Лукашенко еще и просто «задвинул» становившегося слишком уж самостоятельным политиком Макея на заведомо провальную должность главы МИДа».
Первый глава независимой Белоруссии Станислав Шушкевич так прокомментировал на сайте «Хартии'97» назначение Владимира Макея на должность главы МИДа: «Я думаю, что Макей более шустрый, а Мартынов уж очень услужливым всегда был. Настоящий выпускник МГИМО – примитивный служака. Макей тоже услужливый, но более находчивый. В должности главы администрации Лукашенко он уже засиделся, к тому же он невыездной. А став главой МИД, снова сможет выезжать за границу. Может, и в этом есть какой-то замысел. Внешнюю политику Макей определять не будет, как ее не определял Мартынов. Это прерогатива Лукашенко и его советчиков».
Новое назначение Макея стало второй крупной кадровой перестановкой за несколько дней. В пятницу, 17 августа, белорусский президент освободил от должности своего помощника по вопросам экономики Сергея Ткачева, назначив на эту должность экс-главу нацбанка Петра Прокоповича. Прокоповича в стране считают главным ответственным за финансовый кризис и девальвацию 2011 года.
В апреле 2011-го, уже после первого витка девальвации, было объявлено, что Прокоповичу была сделана сложная операция на сердце. В июне 2011 года он был отправлен в отставку «по состоянию здоровья», а 18 июля 2011-го официально отправлен на пенсию. Его нынешнего возвращения во власть не ожидал никто.
Ранее, 26 июля, Александр Лукашенко снял с должностей председателя госпогранкомитета генерал-майора Игоря Рачковского и командующего ВВС и войсками ПВО вооруженных сил генерал-майора Дмитрия Пахмелкина. Причиной стал инцидент со шведским легкомоторным самолетом, который 4 июля незаметно для ПВО пересек белорусскую границу со стороны Литвы. Над Ивенцем и окраинами Минска с него были сброшены плюшевые медведи с плакатами в поддержку свободы слова в Белоруссии.