Комитет по вопросам политики и безопасности Евросоюза на внеочередном заседании в пятницу принял резолюцию, в которой отмечает, что ЕС до 31 октября 2012 года усилит ограничительные меры в отношении Белоруссии с учетом дипломатического скандала со Швецией.
«ЕС намерен пересмотреть свои ограничительные меры в отношении Белоруссии и согласился, что при оценке более широкого контекста отношений между ЕС и Белоруссией последние события вокруг посла Швеции будут также приняты во внимание», – сказано в резолюции, принятой комитетом в Брюсселе в пятницу.
Накануне заседания источники в дипломатических кругах стран ЕС не исключали, что реакцией на высылку посольства Швеции из Минска может стать отзыв послов стран ЕС из Минска в их столицы для консультаций. Подобная ситуация имела место весной и привела к затяжному кризису в отношениях между Белоруссией и ЕС.
Дипломатический скандал достиг пика 8 августа, когда Минск отозвал свое посольство из Стокгольма и предложил посольству Швеции в Белоруссии до 30 августа покинуть страну. 3 августа посол Швеции в Минске Стефан Эрикссон был вынужден покинуть Белоруссию из-за формального непродления ему посольской аккредитации. Тогда МИД Швеции заявил, что белорусская сторона выдворила его, и отказался принять нового белорусского посла, а также предложил двум оставшимся старшим белорусским дипломатам покинуть Швецию.
Эксперты и общественность сразу связали непродление аккредитации со шведским «плюшевым десантом». 4 июля легкомоторный гражданский самолет, пилотируемый подданными Швеции, пересек со стороны Литвы воздушное пространство Белоруссии и разбросал над Минском и Ивенцем (Минская область) плюшевых мишек с призывами о свободе прессы в стране. Сперва белорусские власти отрицали эти сведения, но 26 июля Александр Лукашенко на совещании с силовиками подтвердил факт незаконного вторжения самолета и освободил от должности председателя госпогранкомитета Игоря Рачковского и командующего ВВС и войсками ПВО Дмитрия Пахмелкина, ряду руководителей силовых структур были объявлены выговоры.
В самой Белоруссии жесткие меры Лукашенко в отношении пограничников вызвали крайнее удивление. Пограничники – элита элит среди белорусских силовиков, поскольку и сам белорусский президент, и два его старших сына служили именно в погранвойсках.
«Увольнение Игоря Рачковского, начальника госпогранкомитета, вызывает, мягко говоря, недоумение. Во-первых, он близкий друг старшего сына Александра Лукашенко Виктора, очень влиятельная фигура в коридорах власти. Во-вторых, Рачковский был уволен фактически за компанию, просто так, поскольку формально за «плюшевый десант» должны отвечать только ПВО и командующий ВВС и войсками ПВО Дмитрий Пахмелкин, – считает руководитель гражданской кампании «Наш дом» Ольга Карач. – В-третьих, увольнение Рачковского произошло на фоне оставшихся работать министра обороны Юрия Жадобина и его заместителя, начальника генштаба вооруженных сил Петра Тихоновского (оба отделались легким испугом – выговором о неполном служебном несоответствии). На мой взгляд,
разгадка кроется в таинственной фразе Александра Лукашенко: «Пограничникам надо доказать свою преданность отечеству. Мое личное отношение к пограничным войскам вы знаете, и я не позволю марать погоны, которые носил сам и носили мои дети».
Александр Лукашенко и не скрывает, что Рачковский потерял должность за то, что «способствовал отходу государственного пограничного комитета от непосредственной задачи по охране границы к некой пограничной политике». «Неправильно, что мы пограничников сделали больше политиками, чем военными людьми», – сокрушался вслух глава государства».
«Эти публичные стенания и снятие с поста Рачковского говорят об одной тенденции: Александр Лукашенко разочарован в «политике» и в «политиках», т. е. в закулисных играх, переговорах, интригах и диалоге, не верит больше в ее эффективность и делает ставку исключительно на силовой вариант удержания власти и на «военных людей», которые не будут разводить «некую пограничную политику» и сами, естественно, «политиками» не будут, – полагает Ольга Карач. – Зато как военные будут готовы выполнить любой приказ, даже не задумываясь. Это значит еще большую поляризацию белорусской власти по принципу «свой--чужой».
Как только Виктор Лукашенко стал официальным помощником своего отца по национальной безопасности и вошел в состав совета безопасности, его сослуживцы из госпогранкомитета начали оказываться во главе многочисленных белорусских силовых структур. Сначала место главного пограничника страны занял ныне отставленный «из-за медведей» Игорь Рачковский – начальник ОСАМ (отдельная служба активных мероприятий – спецназ погранвойск). ОСАМ был тем самым спецподразделением госпогранкомитета, где служили Виктор и Дмитрий Лукашенко.
За несколько лет друзья Виктора Лукашенко возглавили практически все силовые структуры страны. В 2011 году на бывшего пограничника был заменен генеральный прокурор Белоруссии, а созданный следственный комитет возглавил бывший военный Валерий Вакульчик. Назначение министром внутренних дел бывшего контрразведчика Игоря Шуневича стало последним этапом кадровых инициатив Виктора Лукашенко.
Однако теперь сам Александр Лукашенко нанес удар по «пограничникам во власти». Приведет ли это к новым значимым перестановкам в силовых структурах, покажет уже самое ближайшее время.
Тем временем КГБ Белоруссии в очередной раз пригласил в Минск на допрос шведских пилотов, осуществивших скандальную «плюшевую бомбардировку» 4 июля. Как сказано в опубликованном 10 августа специальном заявлении КГБ Белоруссии, спецслужба продолжает расследование «уголовного дела по факту незаконного пересечения 4 июля государственной границы Белоруссии подданными Швеции на легкомоторном самолете», в связи с чем остающимся за рубежом пилотам в очередной раз предложено прибыть в Минск в качестве подозреваемых.
«Как сообщалось ранее, в интересах выяснения всех обстоятельств незаконного пересечения государственной границы Республики Беларусь комитетом в компетентные органы Литовской Республики и Королевства Швеции направлены просьбы об оказании правовой помощи в расследовании уголовного дела. При этом предложение о прибытии подданных Швеции в Белоруссию остается в силе и вызвано необходимостью проведения очных ставок. Мы гарантируем соблюдение их прав в соответствии с действующим законодательством», – говорится в официальном сообщении.
Одновременно нарастает конфликт между Белоруссией и Литвой. 9 августа Александр Лукашенко, комментируя полет шведского самолета со стороны Литвы, заявил: «Литовцам мало не покажется».
Однако Литва отрицает факт нарушения госграницы. В интервью литовской радиостанции Ziniu radijas 10 августа министр обороны Литвы Раса Юкнявичене заявила: «Воздушное пространство точно не было нарушено. В Литве постоянно бывают небольшие частные самолеты, они были и на тот момент, однако никаких нарушений не было зафиксировано. Если будет обращение по поводу правовой помощи, то тогда литовские ведомства рассмотрят эту возможность в рамках действующих законов».
Между тем староста оппозиционной фракции литовской партии «Порядок и справедливость» Валентинас Мазуронис заявил 10 августа, что «плюшевый десант» в Белоруссии происходил с санкции официальных властей Литвы. В тот же день председатель парламентского комитета по национальной безопасности и обороне Арвидас Анушаускас заявил, что не исключает созыва в ближайшее время срочного заседания его комитета с единственным вопросом в повестке: как шведский самолет пролетел из Литвы в Белоруссию.