В четверг суд Советского района Минска признал журналисток Юлию Дорошкевич и Ирину Козликви новными в «несанкционированном пикетировании» за фотографирование с плюшевой игрушкой и приговорил каждую к штрафу в «30 минимальных базовых величин» (т.е. 3 миллиона белорусских рублей или чуть менее 11,4 тыс. рублей), сообщает «Хартия'97». Девушки были задержаны вечером в среду в центре города, возле Дворца искусств, после серии фотографий с плюшевым медвежонком.
Похожие снимки с игрушкой помимо Дорошкевич и Козлик сделали и некоторые другие белорусские журналисты: кадры с акции в своем эфире показал частный телеканал «Белсат». На записи видно, как несколько человек по очереди сменяют друг друга и фотографируются на фоне кирпичной стены, держа в руках плюшевого мишку. К игрушке прикреплен маленький черно-белый парашют и миниатюрный плакат со словами «No picture — no troubles?» («Нет картинки — нет проблем?»). Всего на видео присутствуют 11 человек.
После акции Дорошкевич объяснила, что журналисты снимались с медвежонком в знак протеста против задержания фотографа Антона Суряпина. Он был первым, кому удалось найти место падения «десанта мишек» под Ивенцом, после того как шведский самолет, незаконно пересекший белорусскую границу, сбросил плюшевые игрушки на Минск и окрестности.
Свой снимок фотограф выложил в интернете, после чего и был задержан. Власти подозревают Суряпина в пособничестве незаконному пересечению границы. Ему грозит до 7 лет тюрьмы.
«Вот этот мишка. Мы его нашли, мы с ним сфотографировались, мы выложили фотографии в сеть, и мы не боимся за это сесть на 7 лет», — сказала Дорошевич в интервью телеканалу «Белсат».
Теперь девушка сама столкнулась с перспективой ареста. Вместе с еще одной журналисткой, Ириной Козлик, Дорошкевич обвиняется в несанкционированном флешмобе. В РУВД Советского района Минска, куда доставили задержанных журналисток, составили протокол по административной статье 23.34 — «Нарушение правил проведения уличных акций», подразумевающей в самом суровом случае и административный арест. Как рассказала журналистам после суда Козлик, как только она с подругой достала фотоаппарат, к ним «подошел человек в штатском»: «Он не представился. Мы не ожидали такого поворота событий: как оказалось, нас ждали около двух десятков сотрудников милиции... Вот так встреча друзей закончилась ночью на Окрестина (известный минский изолятор. - «Газета.Ru»)».
На суде Дорошкевич заявила, что свою вину она не признает: «Я фотограф и могу фотографировать все: людей, деревья, массовые мероприятия. Не имею права этого делать только там, где съемка запрещена. Во дворе, где нас задержали во время того, как я фотографировала, нет ни одного знака, который указывает на запрет съемки». Выйдя из зала суда Козлик, в свою очередь, рассказала коллегам, что не будет обжаловать решение суда, поскольку считает это бессмысленным.
Ночь накануне суда девушки уже провели в центре изоляции правонарушителей на улице Окрестина. Милиционеры отказались принимать воду и еду, которую журналисткам принесли сочувствующие.
В правоохранительных органах не комментируют инцидент, сообщает «Интерфакс».
За несанкционированные митинги белорусские законы предусматривают наказание в виде серьезных штрафов или ареста на срок до 15 суток, пояснял «Газете.Ru» накануне объявления решения суда глава Белорусского Хельсинкского комитета Олег Гулак. По мнению правозащитника, у девушек есть шанс остаться на свободе, тем более что ранее журналистов не привлекали к ответственности за такие правонарушения. «Я бы сказал, что тут 50 на 50. До сих пор такую практику не применяли, но сейчас, возможно, на фоне того, что вокруг этого дела идет такая эскалация конфликта с европейцами, можно ожидать и ареста. Но вы же понимаете, тут политический вопрос, а не вопрос права», — сказал Гулак «Газете.Ru».
Шведский самолет с «гуманитарным» грузом вошел в белорусское воздушное пространство 4 июля. Из легкой двухмоторной машины на Минск посыпались плюшевые игрушки — к мишкам-парашютистам были привязаны плакаты с лозунгами в поддержку свободы слова в Белоруссии. Власти страны не подтверждали факт произошедшего до первых задержаний.
Помимо фотографа Суряпина пособничество в незаконном пересечении границы вменяется и риелтору Сергею Башаримову, который сдавал шведским гражданам квартиру в Минске.
В начале августа стало известно, что Белоруссия и Швеция взаимно высылают послов из-за этого инцидента. Министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт написал тогда в своем микроблоге, что посла Швеции высылают из Минска за то, что он «слишком активно выступал в защиту прав человека». Официальный представитель МИД Белоруссии Андрей Савиных, в свою очередь, парировал: белорусская сторона не выдворяла посла, а просто «приняла решение не продлять его аккредитацию».