В качестве официальной причины отзыва всего персонала посольства Белоруссии в Швеции официальный Минск назвал выдворение из этой европейской страны двух белорусских дипломатов. Это произошло после решения белорусской стороны об отказе продлевать дипломатическую аккредитацию послу Швеции в Минске Стефану Эрикссону.
Если бы Стокгольм отреагировал на отказ в дальнейшем пребывании на белорусской территории Эрикссона только симметричной высылкой посла Андрея Гринкевича, Минск это устроило бы, можно сделать вывод из официального заявления белорусского МИДа. Конфликт после взаимной высылки «белорусская сторона полагала исчерпанным и была готова к совместным усилиям по возвращению двусторонних отношений в конструктивное русло», заявило дипломатическое ведомство.
Но «МИД Швеции предпочел пойти на обострение и дополнительно принял решение о выдворении из страны двух старших дипломатов посольства Белоруссии, включая временного поверенного в делах, и отказе во въезде в Швецию нового посла Белоруссии, имеющего агреман правительства Швеции». «В данных условиях невозможно обеспечение нормальных функций загранучреждения, в том числе предусмотренных ст. 3 Венской конвенции о дипломатических сношениях.
В этой связи белорусская сторона вынуждена принять решение об отзыве своего посольства в Швеции и возвращении всех сотрудников в Республику Беларусь», — говорится в заявлении Минска. Швеции также предложено отозвать свое посольство из Белоруссии до 30 августа.
МИД особо подчеркнул, что в контексте данных мер речь не идет о разрыве дипломатических отношений. «Мы ни в коем случае не рассматриваем отзыв посольства Беларуси из Швеции как разрыв дипломатических отношений», — сказал пресс-секретарь МИДа Андрей Савиных.
Шведский посол был экстренно выслан из Минска в пятницу. Первым об этом сообщил министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт в своем твиттере.
В этот же день на белорусских государственных телеканалах были показаны репортажи о подрывной деятельности шведского посла, в которых Эрикссон был обвинен в том, что «старался нанести нашей стране максимальный ущерб», «пытался поссорить наши страны», «вел подрывную деятельность на территории нашей страны» — так высказывались государственные журналисты и эксперты о дипломате.
«Лукашенко ведет себя как бандит. Я не знаю, почему он пошел на эскалацию. Ни для кого не является секретом, что белорусские власти на протяжении уже долгого времени раздражает наша программа по демократии, — сказал на это министр Бильдт. — Сейчас этот гнев просто выплеснулся наружу. Нет сомнений, что за этим стоит сам Лукашенко».
Для бравирующего мощью своих вооруженных сил Лукашенко инцидент с разбрасыванием шведскими активистами плюшевых медведей с призывами защищать свободу слова — 4 июля самолет вторгся в воздушное пространство Белоруссии с территории Литвы в обход национальных ПВО — действительно мог стать оскорбительным. Власти страны не признавали факта полета легкомоторного самолета над окраинами Минска до 26 июля, заявляя, что «ведется проверка». Попутно был задержан 20-летний студент Антон Суряпин, который выложил в интернете фото плюшевых медведей, найденных под Ивенцем.
После этого Лукашенко снял с должностей председателя Госпогранкомитета генерал-майора Игоря Рачковского и командующего ВВС и войсками ПВО вооруженных сил генерал-майора Дмитрия Пахмелкина. А считанные дни спустя газета администрации президента «Советская Белоруссия» обвинила шведских политиков, в частности посла Эрикссона, в «империализме» и «излишнем интересе» к Белоруссии.
В этот же вторник стало известно, что Суряпину и Сергею Башаримову (занимается сдачей квартир на короткий срок; шведы — участники акции могли или планировали снимать у него жилье) предъявлены обвинения по ч. 6 ст. 16 (пособничество в совершении преступления), а также — к общему удивлению — ч. 3 ст. 371 (незаконное пересечение государственной границы Республики Беларусь) Уголовного кодекса.
Оба фигуранта «дела о плюшевых мишках» находятся в СИЗО КГБ Минска.
Уже в среду белорусский КГБ изрядно повеселил публику, вызвав на допрос шведских пилотов, разбросавших над Белоруссией плюшевых медведей.
«В интересах объективного расследования уголовного дела и выяснения всех обстоятельств нарушения воздушного пространства Республики Беларусь и Литовской Республики Комитетом государственной безопасности предлагается подданным Швеции, принявшим участие в организации и осуществлении незаконного перемещения через государственную границу, прибыть в Минск для участия в следственных действиях в качестве подозреваемых, в том числе для проведения очных ставок, — говорится в сообщении пресс-службы КГБ. — По результатам будут приняты окончательно соответствующие процессуальные решения в отношении белорусских граждан, проходящих по уголовному делу».
«Получается, что Суряпин и Башаримов попросту взяты в заложники, — говорит белорусский политолог Виктор Демидов. — КГБ ставит условие: если шведские пилоты не явятся на допрос, два белорусских студента получат большие тюремные сроки. Хотя заведомо не имели отношения к этому делу, это же понятно».
«Власть создает образ внешнего врага, которым оправдывает отсутствие перемен и который будет использован в случае экономических проблем. В качестве мишени выбрана Швеция, одна из последних стран ЕС, которой не все равно будущее белорусского народа», — говорит координатор гражданской кампании «Говори правду» Андрей Дмитриев. По его мнению, этот конфликт свидетельствует о том, что официальный Минск окончательно «отказался от любых планов либерализации и сближения с ЕС, во всяком случае, до тех пор, пока они требуют перемен и свободы». Этот кризис, полагает белорусский политтехнолог Александр Федута, считающийся одним из архитекторов победы Лукашенко на выборах 1994 года, вполне может закончиться «чем-то весьма болезненным и неприятным». «Безумству храбрых поем мы песню! Вернее, храбрости безумцев, которым все по барабану», — говорит он о Лукашенко.