Где будут проводиться публичные слушания по вопросу Измайловского лесопарка, на улице Верхняя Первомайская становилось сразу понятно: крики у здания РЭУ управы «Измайлово» слышались издалека.
Перед зданием РЭУ толпа в несколько сотен горожан, на входе живая пробка из людей. Нельзя было протолкнуться и на первом, и на втором этаже здания: жители района стояли вплотную друг к другу, слышался ропот, периодически кто-то громко выступал с обращением к соседям по району. Негодовали на управу: для публичных слушаний выделили помещение, в котором могут поместиться человек сто, оно быстро забилось до отказа, и большинство желающих не могут туда попасть. На улице народ все прибывал, несмотря на время: шесть часов вечера, понедельник.
Конфликт между жителями района «Измайлово» и местной властью вспыхнул несколько недель назад.
Согласно закону Москвы «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» и положению о природно-историческом парке «Измайлово», в его границах запрещена любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам.
— В этом проекте внутри леса между Главной аллеей и 16-й Парковой выделяются обширные рекреационные центры. В этих зонах возможно проведение культурно-массовых мероприятий, размещение сезонных и круглогодичных торговых точек попутной торговли, общественного питания и сервисного обслуживания посетителей, — с возмущением рассказывал один из местных жителей.
— Власть задумала страшное преступление — перестроить наш любимый лесопарк! — вторила ему с верхней ступени лестничного пролета жительница района Маргарита Чуканова. — Они предлагают создать около станции метро, граничащей с лесопарком, «рекреационную зону» — знаем мы эти восточные шашлыки и гостиницы! Нам нужны ларьки и гостиницы в лесопарке?
— Нет! — закричали люди.
— У совхоза землю отберут. Хотят реализовать «градостроительный потенциал территории»! Дорожки хотят вымостить плиткой, на которой наши пенсионеры будут падать, разбиваться, а государство наживется на невыплаченных пенсиях! — продолжала Чуканова.
Слово «плитка» подействовало на толпу как аллерген: в адрес управы зазвучали проклятия.
На втором этаже с журналистами и рассерженными горожанами пытался объясниться холеный молодой человек в дорогом костюме, курирующий в управе вопросы особых природоохранных зон.
Задать ему вопрос было почти невозможно: со всех сторон на него накинулись пожилые женщины, требующие ответа за 54 млн рублей — именно столько, по информации партии «Яблоко», было затрачено на сам проект перепланировки.
Чуть поодаль стояла первый зампред московского «Яблока» Галина Михалева. Выяснилось, что она сама проживает именно в этом округе и решила включиться в борьбу против перепланировки парка.
Среди общего шума и гама Михалева держалась спокойно. Внушая, что главное — чтобы люди не ушли и не дали властям провести выгодные им тайные публичные слушания.
— Людей обманули. Построить планируется единственный объект — церковь. Плитка экологически более благоприятна, чем асфальт, а никаких гостиниц строиться не будет, — объяснил корреспонденту «Газеты.Ru» свою позицию Анатолий Боярков, директор парка культуры и отдыха «Измайлово».
— Врут, — вынесли властям свой вердикт жители района.
В тесном помещении столпилось уже несколько сотен человек, в коридорах было не протолкнуться, толпа на улице продолжала расти. Зазвучали предложения перенести слушания на улицу.
Замглавы управы Лариса Плотникова была явно обескуражена и не знала, что делать: объясняться с жителями, настаивать на проведении слушаний здесь и сейчас или выйти на улицу, как того требуют горожане. В результате, увидев лес рук, поднятый за проведение слушаний на улице, она подчинилась воле толпы и дала указание переместить столы для регистрации участников на площадку перед зданием РЭУ.
Пятачок перед зданием был заполнен представителями разных возрастов и социальных слоев: мамы с маленькими детьми, старики, молодые люди хипстерского вида.
По атмосфере это собрание напоминало первые митинги на Болотной площади и проспекте Сахарова: люди уверены, что все можно изменить, а молодой человек в дорогих очках дискутирует с небогато, но чисто одетой бабушкой.
— Я не думала, что в нашем районе живут такие люди, — поделилась с корреспондентом «Газеты.Ru» тридцатилетняя Лена. Она вспомнила зимние протестные митинги и порадовалась становлению гражданского общества в отдельно взятом районе. Большинство рассерженных горожан узнали о слушаниях даже не из интернета, а из листовок, которые клеили по подъездам добровольцы. Пожилые люди говорили, что сработало «сарафанное радио».
Толпа меж тем бурлила и требовала отмены слушаний. По очереди энтузиасты взбирались на ступеньки здания и предлагали остальным собственные варианты действий. Внимание на себя обращал странного вида мужчина в ярко-синей рубашке: он выступал практически после каждого и говорил пламенно, но путанно. В толпе уверяли, что это провокатор от управы.
Это же подтвердили и яблочники — жители района, стоявшие сбоку от крыльца. Яблочников, впрочем, тоже обвинили в провокациях. Представитель управы, пожелавший остаться анонимным, заявил, что местных жителей тут едва ли половина, а большинство — «яблочные провокаторы».
— Я говорила с людьми. Они все беспартийные, представителей «Яблока» тут трое, и все местные жители, — возразила ему корреспондент «Газеты.Ru».
— Они втроем и завели толпу, — бодро сменил курс представитель управы, который напрочь отказывался верить, что люди протестуют против перепланировки Измайловского лесопарка по доброй воле.
Яблочники между тем никого не заводили, и лишь один из них, Александр Гнездилов, выступал перед жителями, уже проголосовавшими за признание слушаний недействительными. Гнездилов напомнил, что решение должно быть занесено в протокол, но главное — в течение 5 дней всем присутствующим рекомендуется дойти до управы и попросить специальный журнал публичных слушаний, где оставить запись о том, что на слушаниях человек был и голосовал за их перенос.
Еще из партийных функционерах присутствовал помощник депутата от «Справедливой России» Ильи Пономарева (признан в РФ иностранным агентом). Он давал всем желающим свой мобильный телефон и просил сообщать депутату, если вдруг реализация проекта начнется раньше, чем будут проведены новые слушания.
Вопрос о дате новых слушаний оказался самым дискуссионным: собравшиеся не могли решить, надо ли собираться через две недели или через два месяца.
Люди средних лет и молодежь убеждали стариков голосовать за слушания осенью, когда люди вернутся из отпусков, но старшее поколение склонно было внимать словам мужчины в ярко-синей рубашке. Он кричал, что осенью в Измайловском лесопарке уже будет стройка и слушания проводить будет поздно.
Представители управы в очередной раз пытались сказать народу, что хотят изменить Измайловский лесопарк «как лучше».
— Не трогайте, ничего менять не надо! — кричали люди.
В какой-то момент на крыльце РЭУ появился исполняющий обязанности главы управы Сергей Журавлев.
— Мы позвали вас не для того, чтобы вы согласовывали проект, а чтобы вы высказали ваши замечания, — начал он. Толпа прервала его свистом и криками «Это наш город!».
— Слушания должны пройти сегодня. — упорно твердил Журавлев. Его вновь прервали. Кольцо местных жителей вокруг злосчастного чиновника смыкалось все теснее.
— Я вас выслушал, вы меня выслушали, — свернул неудавшуюся речь Журавлев и исчез в здании РЭУ.
В самом здании, как стало известно корреспонденту «Газеты.Ru», он встретился с наиболее активными гражданами и предложил провести неформальную встречу в четверг. В это же время участники слушаний писали собственный протокол «народного собрания». На повестке дня вопрос о признании публичных слушаний недействительными. Лес рук. Принято. Журавлев протокол народного собрания подписывать отказался и исчез в неизвестном направлении.
Во дворе дежурили две «Газели» с полицией, хотя стражи порядка никого не разгоняли.
Пока горожане подписывались против проекта, корреспондент «Газеты.Ru» воспользовалась случаем и спросила у местных жителей, за кого они голосовали на последних выборах.
Из нескольких десятков опрошенных в голосовании за «Единую Россию» признались двое.
— Честно говорю: голосовал за единороссов и теперь стыжусь этого, потому что вижу, кого мы себе выбрали, — сказал один из недавних сторонников партии власти.