Минобороны России ведет переговоры с израильскими производителями беспилотных аппаратов по поставке новой партии беспилотников: по данным источников в российской делегации на авиасалоне Фарнборо-2012 в Великобритании, представители военного ведомства провели ряд встреч с менеджментом израильских компаний IAI и Elbit. Переговоры продолжаются, подтвердил «Газете.Ru» замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Вячеслав Дзиркалн. «Они не закончены, — добавил он, — поэтому раскрывать их ход очень сложно».
Российские военные приобрели первую партию беспилотников у израильских компаний еще несколько назад, сославшись на то, что разработки российских производителей не отвечают заявленным требованиям Минобороны. Весной 2012 года стало известно, что на опытной партии поставки не закончатся, и военные намерены приобрести у Израиля новую партию беспилотников на сумму около $50 млн.
«Решением руководства вооруженных сил, чтобы обеспечить боеготовность и необходимые боевые возможности наших частей, воспользовались израильскими беспилотниками, — пояснил Дзиркалн. – Сейчас наша промышленность активно взялась за эту тему. Думаю, в ближайшее время мы не будем нуждаться в таких закупках».
На разработку российских беспилотных летательных аппаратов планируется потратить более 400 млрд руб., сообщил в июне Владимир Путин.
«Нужно и можно использовать наработки зарубежных партнеров, но самые перспективные вещи, передовые, нам никто не даст, самим надо делать», — сказал он на совещании по исполнению гособоронзаказа.
Работы в этой сфере по заказу Министерства обороны в 2011 году начали несколько российских компаний. Тендер на опытно-конструкторскую работу (ОКР) БПЛА весом до 1 т выиграла петербургская частная компания «Транзас», разрабатывающая морские и авиационные навигационные системы и авиационные тренажеры. Объем бюджетного финансирования по этой программе — около 2 млрд руб. Конкурс на научно-исследовательскую работу (НИР) ценой в 1 млрд руб. по созданию БПЛА весом в 5 т выиграло казанское предприятие ОКБ «Сокол». Компании работают над аппаратами совместно, заключив соглашение о стратегическом партнерстве. Испытания беспилотников, созданных этими компаниями, ожидаются не ранее 2014 года.
В 2011 году контракт на разработку тяжелого ударного беспилотника весом до 20 т получила компания «Сухой», сообщил «Газете.Ru» источник в отрасли. Речь идет о научно-исследовательской работе под шифром «Охотник». Стоимость — около 1,6 млрд руб.
В рамках гособоронзаказа разработкой линейки беспилотников вертолетного типа головным разработчиком выбран холдинг «Вертолеты России». Финансируются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по беспилотнику малой дальности массой 300 кг, беспилотнику взлетной массой 700 кг и тяжелому беспилотному вертолету — ударному или транспортному. Объем бюджетных средств, выделенных на эти работы, неизвестен. Ранее источники «Газеты.Ru» в отрасли говорили о 5 млрд руб., но «цифра на самом деле значительно меньше», утверждает сейчас источник в холдинге.