Создатель прокремлевского движения «Наши» Василий Якеменко поехал по регионам проводить мобилизацию «креативного класса» на борьбу с «зажравшимися феодалами»: именно таким был его посыл при создании новой политической силы, названой «Партией власти». Первой остановкой стал в четверг Санкт-Петербург.
К зданию галереи «Эрарта» на Васильевском острове Василий Якеменко подъехал на иномарке вовремя (на самой встрече он, правда, утверждал, что прибыл на метро, от которого шел пешком). Оппозиционеры о визите экс-главы Росмолодежи не знали. У входа толпились активисты питерского отделения «Наших» и молодогвардейцы, обсуждавшие уход из движения пресс-секретаря Кристины Потупчик. Журналистов встречала новый руководитель пресс-службы «Наших» Анастасия Федоренчик.
Перед началом встречи Якеменко предупредил, что «вряд ли будет что-то интересное», поэтому, если «кто-то пришел по ошибке, может уйти». Рассказывал он о создании «коллективного разума» и о «Партии власти», используя примерно ту же риторику, что и при выступлениях перед активистами «Наших». Оратор настраивал присутствующих на борьбу с чиновниками, которые «не производят ни товаров, ни услуг, ни знаний», но «живут лучше всех» («Наших», напомним, затачивали на борьбу с «пораженцами»). В противовес «феодалам» он поставил «людей будущего» — амбициозных, не удовлетворенных настоящим, открытых будущему. Политик не поленился описать мельчайшие детали образа потенциального партийца: использует новые технологии (твиттер, мобильные устройства), демонстрирует «активное финансовое поведение» (берет кредиты, использует пластиковые карты, валюту). Сторонник «Партии власти», по его мысли, в обязательном порядке посещает фитнес-клубы, салоны красоты и следит за модой. «Люди будущего не интересуются политикой, лояльны власти, пока их не трогают, — добавил он. – Они переживают неразумное, нерациональное, лицемерное отношение к ним со стороны феодалов. Они считают себя униженными, поскольку у власти, по их мнению, люди менее порядочные, менее образованные».
Апеллируя во многом к тем, кто составляет большинство на протестных митингах последних семи месяцев (опросы из раза в раз показывают, что на акции приходят те, кто помоложе, побогаче и в целом не испытывают проблем в жизни), Якеменко решил сыграть на слабых сторонах оппозиции, к которой сейчас примыкает этот «креативный класс», — финансовой непрозрачности и отсутствии конструктива. Деньги на партийную деятельность будут приниматься только из «открытых платежей»; люди, пришедшие в организацию, должны быть способны описать, что конкретно им не нравится и пути решения проблемы. Якеменко с присущим размахом ответил на вопрос о задачах своего партийного проекта — «доставлять во власть людей», «взять власть на выборах всех уровней людьми будущего». На вопрос, как именно он собирается это делать, политик привел в пример опыт оппозиционера Евгения Урлашова: «Как мэр Ярославля забрал у «Единой России» город? Пошел на выборы — и выиграл».
Но никого из медийных лиц Болотной площади он в своей партии видеть не желает.
Якеменко в разговоре со сторонниками предположил, что «энергичному типу» Алексею Навальному не мешало бы хоть немного уважать людей и не держать их «за хомячков».
Телеведущую Ксению Собчак, наряду с другими лидерами протестов попавшую в списки обыскиваемых, вниманием лидер новой политической силы также не обошел. Якеменко не оценил ее выбора в пользу оппозиционера Ильи Яшина. Дочь первого губернатора Санкт-Петербурга и член бюро «Солидарности» уже несколько месяцев встречаются, это было подтверждено следователями, объявившими, что двое состоят в «сожительстве». «Мне вообще казалось, что она промахнулась», — прокомментировал бывший глава Росмолодежи.
Козырей (имен «своих» знаменитостей), учитывая «щепетильное» отношение к нему прессы, гость из Москвы раскрывать не стал. Якеменко попросил собравшихся назвать пример «человека будущего», которого «любой ценой, шантажом, подкупом нужно доставить в нашу партию». Присутствующие остановились на двух вариантах – математике Григории Перельмане и президенте США Бараке Обаме. Якеменко предложил свои варианты – журналистку Маргариту Симоньян, возглавляющую телеканал Russia Today, и предпринимателя Вадима Дымова. Перетянуть в «Партию власти» он также мечтает муниципального депутата Максима Каца, сетевого публициста Станислава Яковлева, известного по юзернейму «Ортега», блогера Дмитрия Терновского. Если откажут, Якеменко переживать не станет: «Человек такой — меня можно посылать». С единороссом Дмитрием Медведевым вопрос пока открыт: «Он очень хорошо чувствует тенденции. Если почувствует, что тенденции здесь, перейдет к нам», — прогнозировал Якеменко.
Владимира Путина основатель «Наших» по-прежнему любит: второй и четвертый президент «сделал для России столько, сколько сделал мало кто». По мнению Якеменко, если Путин начнет разговаривать с людьми, расскажет им, когда закончится «этот беспредел», то «сможет править и шесть, и больше лет».
Несмотря на любовь к президенту, Якеменко хочет изменить политическую культуру. «Сегодня сотни тысяч людей идут во власть, чтобы воровать. Они должны думать, что взятка – это значит, что меня имеют, что я проститутка, что за деньги со мной можно сделать что угодно. А вместо этого: делайте за деньги со мной все, что угодно», — заметил бывший чиновник.
«Партия власти», вероятно, не погнушается использованием административного ресурса. Со списками своих кандидатов на региональных выборах Якеменко собирается ходить к главам субъектов, чтобы «по возможности помогали или хотя бы не мешали».
Якеменко, по его собственному признанию, «учел все ошибки и требования текущего момента». Он, впрочем, допускает, что его новый проект «Партия власти» может не состояться, если люди идти за ним не захотят. Слушатели вспоминали Селигер, просили «зафрендить» в социальных сетях и спрашивали, как «брать» власть.
Устрицы «Белон» и свою якобы криминальную репутацию Якеменко не обсуждал. Правда заметил, что человека с улицы его биография не волнует.