В четверг в газете «Известия» вышло интервью с главой Следственного комитета Александром Бастрыкиным, в котором тот назвал «наглой ложью», «глупостями и инсинуациями недобросовестных коллег» заявление главреда «Новой газеты» Дмитрия Муратова об угрозах Бастрыкина замглавреда «Новой» Сергею Соколову. Накануне в газете появился текст Муратова, в котором тот сообщил о разговоре Бастрыкина с Соколовым, который якобы происходил ночью в подмосковном лесу.
«В лесу я не был уже даже не помню сколько лет. Работа настолько напряженная, что не до поездок на природу… Никто никого не вывозил — это просто бред воспаленного мозга», — заявил Бастрыкин «Известиям». При этом глава ведомства признал «эмоциональную реакцию» на заметку Соколова.
Скандал начался в среду с публикации в «Новой газете» открытого письма главреда издания Дмитрия Муратова, в котором он утверждал, что Бастрыкин угрожал Соколову. Это произошло после поездки Бастрыкина в Нальчик, куда он позвал с собой замглавреда «Новой газеты» для дачи объяснений по поводу статьи Соколова о приговоре Сергею Цеповязу по делу в станице Кущевская (за укрывательство убийства 12 человек в станице Кущевская Цеповяз получил наказание в виде штрафа в 150 тысяч рублей).
«После приземления вашего борта поздним вечером Соколов был усажен в машину вашей охраной и отвезен без объяснения причин в подмосковный лесок. Там вы попросили охрану удалиться и остались с Соколовым наедине», — пишет Муратов. В «леске» находившийся в «крайне экспрессивном состоянии» Бастрыкин высказывал мнение о редакционной политике «Новой газеты». «Вы в запале грубо угрожали жизни моего заместителя. И даже удачно пошутили, заметив, что сами же это дело и будете вести…» — обращается главред «Новой газеты» к Бастрыкину.
В редакции серьезно обеспокоены безопасностью Сергея Соколова, сейчас он находится за границей.
Крайнее недовольство главы СК вызвала заметка Соколова «10 тысяч с небольшим рублей за одну жизнь — это прейскурант государства», в которой замглавреда «Новой газеты» высказывал предположение, что мягкий приговор Цеповязу связан со сговором «банды Цапка» и правоохранительных органов. Самого Бастрыкина автор заметки назвал «гомеричным», а также использовал в отношении главы СК словосочетание «надувал щеки».
«Просто стало обидно — не столько за себя, сколько за следователей, которые, подчас рискуя жизнью, делают свою работу, — говорится в интервью главы Следственного комитета «Известиям». — Я не отказываюсь от своих слов. Я действительно жестко отреагировал на иезуитскую попытку извинения журналиста. Он же заявил: «Хорошо, я извиняюсь, но докажу, что вы жулики и продались «цапкам». Как на это я мог реагировать?»
Бастрыкин теперь настаивает, что если бы разговор в лесу со всевозможными угрозами в адрес журналиста действительно был, то Соколов должен был бы сразу «бегом бежать, подавать заявление, бить во все колокола», а не выжидать неделю и вести «сепаратные переговоры с депутатами, с пресс-службой СК».
Само заявление Муратова Бастрыкин связывает с обысками, которые прошли у оппозиционных лидеров накануне «Марша миллионов-2» 12 июня. «Факты — упрямая вещь, их-то как раз опровергнуть невозможно», — говорит Бастрыкин, подчеркивая, что «вся история не стоит и выеденного яйца» и что извиняться перед «Новой газетой» ему «не в чем».
Редакция «Новой газеты» уже отреагировала на интервью Бастрыкина, упрекнув главу Следственного комитета в том, что тот слишком долго выжидал, прежде чем опровергнуть заявление Муратова. В среду пресс-секретарь ведомства Владимир Маркин был недоступен для комментариев, а официальной реакции СК до интервью «Известиям» так и не появилось.
Пресс-секретарь «Новой газеты» Надежда Прусенкова пояснила «Газете.Ru», что сотрудники редакции со скепсисом восприняли интервью Бастрыкина «Известиям». «На наш взгляд, довольно неубедительная попытка оправдаться, — сообщили «Газете.Ru» в «Новой». — Зачем Бастрыкину, если ничего такого не было и он говорит правду, молчать целые сутки (а мы знаем, что СК обычно реагирует сразу же после событий). Или надо было дождаться, пока информацию доведут до Путина, и только потом сказать, что ничего не было?»
«Кажется, у Бастрыкина было два пути — в отставку или в отказ. Второй путь, несомненно, проще», — добавила Прусенкова, выразив надежду, что «все расставит по местам» вечерняя встреча Бастрыкина с Муратовым в присутствии других журналистов.
Утром в четверг стало известно, что глава Следственного комитета намерен в ближайшее время встретиться с редакторами российских СМИ. Приглашение на встречу среди прочих получили главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов (он сообщил о намерении Бастрыкина поговорить с журналистами) и главред «Газеты.Ru» Михаил Котов.
«Новая газета» готова к переговорам, — сказала Прусенкова. — Для нас главное — гарантии безопасности нашим сотрудникам и расследование дел об убийствах наших коллег, которые стали заложниками эмоционального конфликта сторон».