Президент Владимир Путин подписал указ о создании совета по межнациональным отношениям и сам же его возглавил. В списке членов совета, не считая президента, 50 фамилий: замглавы администрации президента Вячеслав Володин, вице-премьер Дмитрий Козак, замначальника президентского управления по внутренней политике Павел Зенькович, зампред Совета федерации Александр Торшин, помощник президента Юрий Трутнев, директор ФМС Константин Ромодановский, министр культуры Владимир Мединский, глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов, замгенпрокурора Виктор Гринь, министр регионального развития Олег Говорун, журналисты Николай Сванидзе и Максим Шевченко.
Из общественных деятелей в новый консультативный орган позвали представителей армянской, грузинской, карачаевской, украинской, казахской, белорусской, немецкой, литовской, польской, курдской, азербайджанской, греческой и других диаспор.
Задачей этих людей, согласно положению о совете, является рассмотрение концептуальных основ, целей и задач национальной политики и способов ее реализации, подготовка предложений президенту по определению приоритетов нацполитики, обеспечение взаимодействия органов власти с общественными организациями.
Заседания должны проводиться не реже чем раз в полгода.
Ведомства, отвечавшие за национальную политику, существовали в России с 1917 года.
Первое из них, Народный комиссариат по делам национальностей, 4 года возглавлял Иосиф Сталин.
В конце ХХ века министерство, отвечавшее за нацполитику, все время трансформировалось, пока в феврале 2004 года не было окончательно упразднено. Часть его функций, касающихся миграционной политики, была передана ФМС.
Собеседник «Газеты.Ru» в Кремле утверждает, что создание совета «необходимо для долгосрочного развития страны и сохранения всего хорошего, что было накоплено за тысячелетнюю историю».
Источник также подчеркивает, что межнациональная политика «является приоритетом Путина», а ее урегулирование — предвыборным обещанием, что было отражено в одной из предвыборных статей кандидата в президент.
Действительно, создание подобного органа — давняя идея Путина. Так, в декабре 2011-го он не исключил, что может быть создано соответствующее министерство, потому что Минрегионразвития не справляется с этой задачей. В конце января в «Независимой газете» http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html тогда еще премьер-министр снова поднял этот вопрос. Он писал о том, что «Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство» и что «гражданский мир и межнациональное согласие» — «кропотливая работа государства и общества».
Одним из ключевых абзацев статьи был абзац о необходимости соответствующего воспитания детей, чем, видимо, и объясняется присутствие в совете Мединского и Ливанова.
«Считаю, что в системе федеральных органов власти необходимо создать специальную структуру, отвечающую за вопросы национального развития, межнационального благополучия, взаимодействия этносов. Сейчас эти проблемы находятся в ведении Министерства регионального развития и за ворохом текущих задач вытесняются на второй, а то и третий план, и такую ситуацию надо исправить, — писал Путин. — Это не должно быть стандартное ведомство. Скорее, речь должна идти о коллегиальном органе, который взаимодействует непосредственно с президентом страны, с руководством правительства и имеет определенные властные полномочия». Так и получилось. А в марте Козак, курирующий национальную политику в правительстве, обнародовал планы создания совета.
Через полтора месяца, 7 мая, в день своей инаугурации, президент подписал указ «Об обеспечении межнационального согласия», которым обязал администрацию президента и правительство подготовить предложения по созданию совета к 1 июня, разработать и утвердить стратегию государственной национальной политики к 1 декабря. Правительство, кроме того, озадачили необходимостью к началу учебного года подготовить список из 100 книг, которые должен прочитать каждый школьник (об этом тоже говорилось в статье в «Независимой газете»), а к 1 ноября — разработать меры по предупреждению межнациональных конфликтов, недопущению национального и религиозного экстремизма, пресечению деятельности преступных групп, действующих по национальному принципу, и организации экзаменов по русскому языку для мигрантов. К декабрю при этом еще нужно написать законопроекты, усиливающие уголовную и административную ответственность за нарушение миграционного законодательства.
Член научного совета Московского центра Карнеги, эксперт по Северному Кавказу Алексей Малашенко в разговоре с «Газетой.Ru» отметил, что в составе совета есть «как профессионалы типа Тишкова (директор федерального государственного бюджетного учреждения науки ордена Дружбы Народов Институт этнологии и антропологии Валерий Тишков. — «Газета.Ru»)», так и «люди идеологической направленности».
«Если возобладает мнение профессионалов и если президент будет в состоянии выслушать других, и не только то, что ему понравится, то смысл в совете будет», — уверен Малашенко.
Президент, по словам эксперта, «понимает актуальность проблемы»: «В частности, на Кавказ уже и Хлопонина посылали, а толку нет. Нужен прорыв, а его может обеспечить только состязательность мнений». Эту точку зрения разделяет и замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин, отмечая «полный провал миграционной политики в 90-х». «Главное, что нужно сейчас, — это идеи, административного ресурса и так хватает, — сказал он «Газете.Ru». — Президент подобрал людей разноплановых, они способны идеи генерировать». Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко с этой оценкой, впрочем, не согласен. В первую очередь потому, что, по его мнению, «кардинально менять национальную политику никто не собирается» и главный принцип отношений с национальными меньшинствами — «не буди лихо, пока оно тихо». Совет же, уверен Минченко, нужен для того, чтобы «формально отвечать на запрос общества».