Правозащитная организация Amnesty International обнародовала ежегодный доклад о состоянии прав человека в мире. Если предыдущее исследование называло 2010 год переломным в использовании новых технологий при выражении гражданских позиций, то 2011-й запомнится беспрецедентным количеством демонстраций, пришли к выводу правозащитники.
В преамбуле к докладу с говорящим названием «Улица ведет» генеральный секретарь организации Салил Шетти отмечает, что в 2011 году «люди поднялись против правительств и других влиятельных субъектов». Вне зависимости от географии, будь то Нью-Йорк, Москва, Кампала, Дакар, Ла-Пас, Пномпень, Токио, Каир, Дамаск или Триполи? везде правительства были застигнуты врасплох акциями протеста.
По словам директора программы Amnesty International по Европе и Центральной Азии Джона Дальхузена, 93 страны в прошлом году разогнали своих мирных демонстрантов.
В этой части у Amnesty International накопилось достаточно претензий к американскому правительству. «От участников движения Occupy Wall Street поступали жалобы на превышение силы со стороны полиции. Звучали обвинения, что в октябре и ноябре в Окленде при попытке разогнать преимущественно мирных демонстрантов полицейские неизбирательно использовали слезоточивый газ, пластиковые пули и светозвуковые гранаты, а также применяли дубинки, отчего получили травмы не менее двух человек», — говорится в докладе. 43 человека скончались в 2011 году от поражения током при применении полицейскими электрошокеров, утверждает правозащитная организация.
При этом сохранились и традиционные претензии к Вашингтону: условия содержания в тюрьме Гуантанамо на Кубе, применение силы со смертельным исходом в ходе антитеррористических операций (Усама бен Ладен) и казни внутри страны (в прошлом году казнены 43 человека).
Российский «Оккупай Абай» и другие лагеря оппозиции на Кудринской площади и Арбате, удостоились меньшего внимания Amnesty International. «Если честно, движение «Оккупай» в России нельзя считать разогнанным. Им предложили освободить одно место, они ушли на другое, и вскоре оно само угасло», — сказал Джон Дальхузен. По его мнению, в дальнейшем таких акций будет гораздо больше. Внимание правозащитников привлек разгон «Марша миллионов» 6 мая. В докладе подчеркивается, что власти России продолжают ущемлять свободу собраний критически настроенных граждан.
«Однако некоторые уличные митинги, запрещаемые в прошлые годы, были разрешены. При этом множество демонстраций были запрещены (особенно акции ЛГБТ), а ряд участников мирных политических протестов многократно задерживали, причем некоторых превентивно (например, по пути на демонстрацию), и зачастую приговаривали к административному аресту».
Указывается, что Сергея Удальцова задерживали более 10 раз при попытке мирно выразить несогласие с политикой властей. Эксперт Amnesty International по России Фридерика Бер напомнила, что Удальцов, Алексей Навальный и трое арестованных участниц группы Pussy Riot были признаны узниками совести. Это означает, что 3 млн членов организации пишут письма властям с требованием освободить узников. «Иногда это помогает», — сказал Дальхузен. Впрочем, он с трудом вспомнил положительный пример. В Азербайджане после давления организации 26 декабря вышел на свободу активист-оппозиционер Джабар Савалан. Его арестовали 5 февраля за призыв к протестам в Facebook . Его приговорили к двум годам лишения свободы, после года заключения его освободили. «Правда, власти нашли способ от него избавиться: его забрали в армию», — сообщил Дальхузен.
Возмущает Amnesty International обстановка со свободой слова в России: «Государство сохраняло жесткий контроль над телевидением и другими СМИ». Сравнительно свободный интернет тоже подвергся вмешательству государства: «Ряд известных блогов и сайтов, где рассказывалось о нарушениях избирательных норм, перестали работать из-за хакерских атак».
Кроме того, «власти часто произвольно применяли закон о борьбе с экстремизмом с целью оказания давления на критиков». Бер добавила, что власти Дагестана не спешат расследовать убийство 15 декабря главного редактора еженедельника «Черновик» Хаджимурада Камалова. «Вызывает серьезные сомнения, что власти заинтересованы в расследовании убийства Натальи Эстемировой и избиения Олега Кашина», — отметила Бер. «Правозащитники и журналисты продолжали сталкиваться с притеснениями и угрозами, в том числе со стороны должностных лиц, чьи поступки они изобличали». По словам Бер, закон «О полиции» не смог переломить ситуацию с пытками и жестоким обращением. Беспокойство вызывает несправедливые судебные процессы, не смотря на попытки реформировать судебную систему. По традиции правозащитники обратились к делу Ходорковского и Лебедева, правда, теперь к их второму процессу. Также традиционной стала критика ущемления прав на Северном Кавказе.
Принятые в первом чтении поправки к закону о митингах, увеличивающие штраф за нарушения до 300 тысяч, гораздо меньше беспокоят Amnesty International, нежели предусмотренное в тех же поправках усиление административной ответственности (общественные работы) за нарушения.
В целом Джон Дальхузен не смог назвать ни одной страны в СНГ, в которой права человека соблюдались лучше, чем в других. «Даже трудно назвать одну страну в пределах СНГ, где бы права человека находились на положительной чаше весов».
С критикой правозащитники обрушились на Белоруссию за казнь осужденных за теракт в минском метро Дмитрия Коновалова и Владислава Ковалева и за разгоны демонстраций и применение пыток к оппозиционерам. Пытками обратила на себя внимание Украина, Amnesty International напоминает, что ЕСПЧ вынес решения по девяти искам, поданным против Киева. Кроме того, «в стране сохранялась атмосфера безнаказанности милицейского произвола», суды же использовались для политических целей.
Традиционно правозащитники остались недовольны состоянием прав в Узбекистане и Таджикистане.
Новые правительства на Ближнем Востоке и Северной Африке вызывают серьезные опасения у исследователей Amnesty International. Так, в Египте пришедший на смену Хосни Мубараку Высший совет вооруженных сил успел за год осудить военными судами гражданских лиц больше (всего 12 тысяч человек), чем Мубарак за 30 лет правления. Уход Мубарака особенно тяжело сказался на женщинах. В марте 2011-го силовики арестовали молодых женщин, протестовавших на площади Тахрир. Их подвергли проверке на девственность и угрожали им. В декабре египетский административный суд признал эту практику незаконной. Со смертью Муамара Каддафи в Ливии продолжаются внесудебные казни и пытки, а Национальный переходный совет не в состоянии контролировать ситуацию.
Разочаровало правозащитников и международное сообщество. «ООН не справляется со своими задачами», — утверждают докладчики. Совет Безопасности ООН фактически оказался под пятой пятерки его постоянных членов (США, Россия, Франция, Великобритания, Китай) и одновременно крупнейших в мире поставщиков оружия. В этой части снова досталось России, которая вскоре после того, как наложила вето на резолюцию по Сирии, продолжила поставлять правительству Башара Асада вооружения. Недавно «Рособоронэкспорт» подписал контракт на поставку в эту страну 36 учебно-боевых самолетов Як-130.
Не избежал критики и Евросоюз. Европу обвинили в дискриминации и закрытии границ для беженцев из Ближнего Востока и Северной Африки. Отдельной критики Amnesty International удостоились Facebook, Google, Microsoft, Twitter, Vodafone и Yahoo! за разглашение по требованию правительств личных данных и нарушения прав на свободу выражения мнений.