Президент в пятницу утром отправил в отставку губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева, сообщает пресс-служба Кремля. Временно исполняющим обязанности главы региона назначен бизнесмен Сергей Ерощенко, занимавший пост председателя регионального отделения партии «Правое дело».
Согласно официальной версии, уход Мезенцева добровольный: глава региона сам попросил Путина о досрочном прекращении полномочий. Впрочем, позиции Мезенцева в Иркутской области были слабыми. В последнем рейтинге выживаемости губернаторов глава региона получил «тройку».
Авторы рейтинга, подготовленного фондом «Петербургская политика» и коммуникационным холдингом «Минченко Консалтинг», указывали сразу на несколько проблем губернатора. Эксперты упоминали низкую популярность Мезенцева (в регионе проходили массовые акции с требованием отставки губернатора) и пришедшиеся на последний год его управления регионом скандалы, просочившиеся на федеральный уровень. Позиции Мезенцева пошатнула история вокруг выборов мэра Братска: в феврале прошлого года жители проголосовали за коммуниста Александра Серова, однако вскоре после вступления в должность он был арестован и уволен. Осенью все в том же Братске произошли пожары; жители жаловались на бездействие властей и обвиняли их в попытке замолчать происходящее. В июне прошлого года Мезенцев оказался опосредованным участником скандала вокруг «ДТП с мигалкой»: машина, закрепленная за губернатором, сбила в Москве прохожего на пешеходном переходе. Впоследствии против водителя машины возбудили уголовное дело.
Фамилия Мезенцева громко прозвучала на последних президентских выборах: губернатор Иркутской области неожиданно для всех заявил о своем участии в кампании. СМИ предполагали, что Мезенцев, выдвинутый профсоюзом железнодорожников, должен был подстраховать Путина в случае отсутствия альтернативных кандидатов. В итоге глава региона, однако, оказался в центре скандала со сбором подписей. Во время кампании активисты оппозиционного движения «Демократический выбор» проникли в здание МИИТа и обнаружили там людей с подписными листами за Мезенцева и базами паспортных данных. По мнению активистов, в здании института происходила фальсификация подписей, необходимых для регистрации Мезенцева на выборах. Мезенцев впоследствии отверг обвинение в подделке подписей и заявил, что в МИИТе шел инструктаж волонтеров. Мезенцева так и не зарегистрировали на выборах; ЦИК нашел в подписных листах иркутского губернатора чрезмерный брак.
Иркутская область — это вообще традиционно сложный регион, указывает глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.
«После ухода Ножикова (Юрий Ножиков покинул пост регионального начальника в 1997 году. — «Газета.Ru») там всегда были проблемы с губернаторами. Всем следующим губернаторам — Говорину, Тишанину, Есиповскому, Мезенцеву — никак не удавалось до конца наладить процесс управления региональными элитами, — говорит эксперт. — Мезенцев был человеком с достаточно большими федеральными связями и фактически был вынужден жить в Иркутске по московскому времени. Но как свой в регионе так и не был воспринят».
Благодаря тем связям, которые есть у теперь уже бывшего губернатора Иркутской области, Мезенцев может рассчитывать на почетную отставку — без работы он не останется, считает Виноградов. Однако говорить о том, какой именно пост займет Мезенцев, пока рано, говорит эксперт.
Временно исполняющим обязанности Мезенцева назначен бизнесмен Сергей Ерощенко, в последнее время совмещавший предпринимательскую и политическую деятельность. Ерощенко, продолжая развивать свой холдинг «Истлэнд», возглавлял региональное отделение партии «Правое дело» и представлял в Иркутской области интересы кандидата в президенты Михаила Прохорова во время последней предвыборной кампании.
Кандидатура Ерощенко согласована Сергеем Чемезовым — главой госкорпорации «Ростехнологии» и президентом иркутского землячества «Байкал» в Москве, говорит источник «Газеты.Ru», близкий к администрации Иркутской области. «Ерощенко, конечно, друг Прохорова, но считать, что регион отдан ему, было бы неправильно. В данном случае имеет место «перекрестное опыление», — пояснил собеседник «Газеты.Ru».
«Он был доверенным лицом Прохорова. Это может продаваться как определенный респект господину Прохорову», — говорит Виноградов. Эксперт также вспоминает, что в свое время брат Ерощенко занимал пост вице-губернатора при администрации Бориса Говорина — главы региона, считавшегося близким к компании «Русский алюминий». Так что Ерощенко нельзя назвать «варягом»: у бизнесмена есть связи в регионе. С другой стороны, он политически активный и нашел партнерство с федеральными группами, рассуждает эксперт.
Отставка Мезенцева продолжает серию увольнений региональных лидеров в преддверии вступления в силу закона о губернаторских выборах. Как подсчитали СМИ, с начала года в России сменилось уже два десятка глав регионов. До 1 июня, когда закон о выборах вступает в силу, возможны еще несколько переназначений в регионах: наиболее сложная ситуация сейчас в Калининградской области, Карелии и Ханты-Мансийском автономном округе, говорит Виноградов. Кроме того, по мнению эксперта, возможны отставки глав Удмуртии, Красноярского края, Новосибирской и Владимирской области.