Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Отступай, Абай

Суд постановил немедленно ликвидировать лагерь оппозиции на Чистых прудах

,
Басманный суд Москвы обязал полицию немедленно ликвидировать лагерь оппозиции на Чистых прудах. Полицейские не считают это решение поводом для разгона лагеря, порядок исполнения из-за «нестандартности ситуации» им пока неясен. Среди оппозиционеров будут искать виноватых в уничтожении 2000 кв. м газонов на бульваре — возбуждено административное дело более чем на 20 млн рублей.

Во вторник Басманный суд Москвы с невероятной для отечественного судопроизводства скоростью рассмотрел жалобу 20 жителей Чистопрудного бульвара «и других территорий» на лагерь оппозиции возле памятника казахскому поэту Абаю Кунанбаеву.

«Суд обязал УВД по Центральному административному округу Москвы принять меры по прекращению массовых мероприятий, нарушающих права граждан на Чистых прудах. Решение суда вступило в силу немедленно и не может быть приостановлено даже в случае подачи апелляционной жалобы», — зачитала на заседании свое решение судья Ольга Солопова.

На обжалование решения ответчикам дан месяц. Текст решения суд обещает подготовить в течение пяти суток. Ответчиками в процессе выступили органы власти — УВД по ЦАО Москвы, префектура ЦАО и департамент природопользования и охраны окружающей среды столичного правительства. Заявители просили признать незаконным бездействие этих органов власти, которые в течение недели допускали существование лагеря «Оккупай Абай» на Чистопрудном бульваре.

«Складывается странная ситуация: участники не скрывают, что это политическое мероприятие, а власти бездействуют», — цитировала жалобу судья Солопова

Памятник Абаю Кунанбаеву за почти неделю существования лагеря стал «зловонным», оппозиционеры «едят, справляют свои потребности» и «выкрикивают политические лозунги» в одном месте, криминогенная ситуация ухудшилась, пройти по бульвару невозможно, зеленые насаждения уничтожены, говорилось в жалобе.

Процесс прошел в рекордные сроки: из карточки дела на сайте Басманного суда следует, что жалоба была подана накануне, 14 мая. Рассмотрение дела было назначено уже на 13.00 вторника.

К этому времени на заседание в Басманный суд прибыла только одна женщина, говорить с журналистами или представиться она не пожелала. Сказала лишь, что является заявителем и ожидает других заявителей, «обещавших прийти на процесс». В зал судебного заседания эта женщина не пошла. Вместо нее журналисты послушали трех других заявительниц — Татьяну Кахидзе, Инессу Скосареву и Елену Ходовчинскую. Вместе с ними в суд прибыли трое заявителей-мужчин. Однако они на процессе не сказали ни слова.

Все три дамы-заявительницы утверждали, что живут в домах на Чистопрудном бульваре, хотя кое-кто, по словам судьи Солоповой, представляет «другие территории». Претензии к бульвару у заявителей копились давно, следовало из их показаний, присутствие лагеря лишь «обострило» их.

Так, Кахидзе, говорившая «как мать и как бабушка», назвала лагерь «последним аккордом наших Чистых прудов». «Мы привыкли гулять по бульвару, у нас дети ходят в школу через бульвар», рассказывала заявительница. После появления лагеря все это стало невозможно из-за «этих безумных палаток, музыкальных экзерсисов» и т. д.

На Чистых «постоянно были шумовые собрания молодежи» и «машины разбивали», отметила Кахидзе, но сейчас «это все обостряется». «Активные шумные обсуждения» и музыка мешают жителям бульвара спать, говорили заявительницы. Лагерь привлекает бомжей, у памятника Грибоедову (в другом конце Чистопрудного бульвара) создан пункт, где их кормят, а «бывали случаи, что они пугали детей», пожаловалась многодетная мама Ходовчинская.

Скосарева в целом обижена на столичные власти, выбравшие Чистые пруды местом проведения «очень больших мероприятий».

По ее словам, в ходе одного из концертов она пыталась апеллировать к чиновнику столичной мэрии, но в ответ получила замечание, что «никто не заставляет ее жить в этом месте».

Все заявительницы обращали внимание, что не имеют ничего против людей, «выражающих свою позицию», и заверяли, что поддерживают ряд требований митингующих.

Массовые акции протеста «обязательно должны быть», говорили заявительницы, «но в другом месте, пожалуйста».

Человек по имени Александр Петрович, утверждающий, что живет в доме, выходящем окнами на пруд, сообщил, что заявительниц поддерживают все жители Чистопрудного бульвара. «Спросите, вам любой скажет — как было и как стало. Раньше детишки стаями гуляли, и бабушки, мамы, а теперь это невозможно», — сокрушался Александр Петрович. При этом сам он жалобу в суд не подписал. Ответа на вопрос «почему?» получить не удалось.

До обращения в суд заявители в органы власти не обращались, лишь давали интервью телеканалам. «Знаете, СМИ у нас пока не отвечают за общественный порядок», — отметила судья Солопова.

Из всех органов власти, привлеченных к процессу, жалобу в полном объеме признал лишь департамент природопользования. Его представитель сказал, что чиновники были неправы, что в течение недели не проверяли состояние зеленых насаждений на бульваре, а пришли с проверкой лишь в понедельник. Это произошло из-за малого количество инспекторов, оправдывался представитель департамента: на весь ЦАО их только пятеро.

По словам чиновника, ущерб бульвару оценен в 20 395 029 рублей 99 копеек. Уничтожено 2000 кв. м газона, возбуждено административное дело, отдел дознания в УВД по ЦАО просят найти виноватых.

Огромную сумму ущерба чиновник объяснил тем, что Чистые пруды — «памятник садово-паркового искусства». К счастью, хихикающих журналистов от суда надежно прикрывали ряды видеокамер.

УВД по ЦАО признало жалобу частично. Из слов представителя полиции следовало, что органы не знают, что делать с протестующими.

«Только мы пытаемся составить протокол, как они прямо в мегафон объявляют, что происходящее не является митингом», — жаловался представитель УВД. Судья Солопова заметила на это, что для проверки правильности полицейских протоколов существует Басманный суд.

Ни одной официальной жалобы на лагерь на Чистых прудах в полицию подано не было, сказал представитель УВД. Люди жаловались устно, но «уходили, не оставив своих установочных данных».

Префектура ЦАО, которую заявители просили обязать возобновить уборку Чистопрудного бульвара, жалобу не признала вовсе: убирать территорию должен подрядчик, средств у которого хватает только на двукратную уборку в течение суток. «Оккупай Абая» никто не мог предусмотреть, для дополнительных уборок потребуются дополнительные бюджетные средства и новый конкурс, пояснил представитель префектуры.

Лагерь оппозиции на процессе неофициально представляла Нина Семеновна Гуличева. Суд вначале принял ее за заявительницу и сожалел, что не может допросить даже как свидетельницу. Однако после того, как женщина выступила с обвинениями в адрес партии «Единая Россия», которая, по ее мнению, организовала жалобу, она была грубо схвачена судебными приставами. «Аккуратно, аккуратно!» — пресекла насилие судья Солопова. Перед оглашением решения Гуличеву все-таки вывели.

После оглашения решения одна из заявительниц Скосарева заверила «Газету.Ru» что писать жалобу жителей Чистопрудного бульвара никто не просил. «Я вообще не поддерживаю ни одной политической партии и, если бы была такая возможность, голосовала бы против всех», — сказала собеседница «Газеты.Ru». Она надеется, что решение Басманного суда поможет жителям Чистопрудного бульвара противостоять не только лагерю оппозиции, но и другим массовым мероприятиям.

Зачистить немедленно

Отдельно судья Солопова объяснила представителям городских властей и полиции, что решение о ликвидации лагеря нужно исполнить «немедленно», разъяснив при этом, что обжалование решения Басманного суда не сможет приостановить его действие.

«Решение подлежит немедленному исполнению. В соответствии с ГПК суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя и исполнение может оказаться невозможным», — объявила Солопова, зачитывая свое решение.

Судья объявила, что сейчас чиновники получат копии решения, которое они должны исполнить: «Сейчас сотрудники суда выдадут копии всем органам, обязанным исполнить решение суда в соответствии с решением суда немедленно. Если органы будут дальше бездействовать, у заявителей будет право обратиться в суд за исполнительным листом».

Суд также пояснил чиновникам, что если у них возникнет желание оспорить решение по сносу лагеря, то они сначала его должны ликвидировать, а затем уже обращаться в апелляционную инстанцию.

«То обстоятельство, что судом обращено решение к немедленному исполнению, не лишает должностных лиц... возможности обжаловать решение суда, однако подача кассационной жалобы не приостанавливает исполнение решения», — сказала Солопова.

Представитель УВД по ЦАО стоял в коридоре в задумчивости: непонятно было, как трактовать решение суда. Несмотря на объяснения судьи Солоповой, по его словам, порядок исполнения решения Басманного суда остается неясным, поскольку «ситуация нестандартная». Однако решение не означает непременного разгона лагеря, заверил полицейский «Газету.Ru».

Оборона Абая

В лагере на Чистых прудах активисты после известия о грядущем разгоне спорят о том, как быть дальше: часть готовится перейти на новое место протеста, другие уверяют, что будут стоять до конца.

По состоянию на 17.30 мск, в лагере оппозиции у памятника Абаю Кунанбаеву на Чистопрудном бульваре находятся около 500 оппозиционеров, не считая многочисленных журналистов. Усиления полиции и ОМОНа в районе Чистых прудов корреспондент «Газеты.Ru» не заметил. При этом охраняющие лагерь националисты утверждают, что в переулках, прилегающих к Чистопрудному бульвару, дежурят наряды ДПС. Обстановка в лагере спокойная, протестующие провели общее собрание лагеря, так называемую ассамблею, на которой выступали политики и простые активисты.

На собрании выступил один из лидеров «Солидарности» Илья Яшин и депутат Госдумы от «Справедливой России» Дмитрий Гудков. Они предложили дождаться судебного решения о ликвидации лагеря и покинуть Чистопрудный бульвар, продолжив «гуляния». А потом, исходя из мнения большинства, выбрать место для нового лагеря в пределах Бульварного кольца. Также Яшин рассказал, что беседовал с местным участковым. «Его зовут Дима, он обещал вручить решение суда», — сказал Яшин.

Предложение Яшина покинуть лагерь по судебному решению разделили далеко не все активисты. «Мы останемся в лагере, пока ОМОН нас не выгонит», — предложил один из оппозиционеров, это мнение разделяют большинство собравшихся.

В настоящее время Яшин и Дмитрий Гудков покинули лагерь на Чистопрудном бульваре, чтобы принять участие в пикете партии «Справедливая Россия» на площади Революции.

Новости и материалы
«Пари НН» и «Динамо» не выявили победителя в матче РПЛ
Скончался композитор Павел Карманов
Ученые обучили ИИ проектировать супербелки
Зарема раскритиковала «Динамо»
В Германии связали отказ Писториуса от участия в выборах с испытанием «Орешника»
«Хезболла» заявила об атаке на базу Израиля в районе порта Хайфы
В Петербурге произошел взрыв в салоне автобуса
Травмированный Овечкин избежал операции
Эксперт рассказала, как пандемия изменила привычки россиян в одежде
Среди россиян вырос спрос на новогодние букеты
Советник верховного лидера Ирана спрогнозировал исход конфликта на Украине
Психолог объяснила, почему ребенка должны воспитывать оба родителя, а не только мать
В Германии заявили о пессимистических настроениях в Киеве
Посол Мельник предрек Украине «самые сложные» восемь недель в истории
«Ливерпуль» одержал волевую победу в чемпионате Англии
В московском торговом центре произошла массовая драка
Пушилин сообщил о продвижении российских войск в Дзержинске ДНР
При атаке беспилотников ВСУ в Белгородской области пострадал боец самообороны
Все новости