Дмитрий Медведев утвержден на посту председателя правительства. Его кандидатура, внесенная преемником и предшественником Медведева Владимиром Путиным, была утверждена Госдумой 8 мая при поддержке двух думских фракций из четырех.
Голосованию предшествовали консультации с партиями. Но если переговоры с фракциями «Единой России» и ЛДПР проходили накануне и закончились решением обеих партий поддержать Медведева, то консультации с более строптивыми КПРФ и «Справедливой Россией» (СР) прошли прямо перед голосованием.
Еще утром справедливороссы провели закрытое заседание фракции. Один из депутатов признался «Газете.Ru», что со многими членами фракции накануне «вела работу» администрация президента, чтобы кандидатура Медведева получила не просто большинство голосов депутатов, но конституционное большинство в 300 голосов, в идеале 301 голос. Дело в том, что суммарно количество голосов «Единой России» и ЛДПР составляет лишь 294. То есть нужно было привлечь на сторону Медведева 7 любых депутатов от СР и КПРФ.
«Разных депутатов пытались разным купить: кого-то деньгами, кого-то должностью, кому-то обещали преференции в бизнесе», — утверждает представитель «Справедливой России».
СР, впрочем, все равно большинством голосом решила консолидированно голосовать против кандидатуры Медведева. Консультации «эсеров» с экс-президентом продолжались, несмотря на позицию фракции, почти два часа.
Депутат Татьяна Москалькова рассказала «Газете.Ru», что лидер фракции СР в Госдуме Сергей Миронов задал Медведеву вопрос по кадровому составу правительства и его будущей структуре, тот ответил, что менять структуру не видит необходимости, а о кадровых решениях объявит только после того, как станет премьером.
«Единственное, что было похоже на конкретику, – это обещание Медведева из каждых пяти министров кабинета заменить четырех. В остальном он отвечал на наши вопросы предельно дипломатично, часто уходил от прямых ответов», — говорит Москалькова. В частности, на вопрос о повышении эффективности мер по борьбе с коррупцией Медведев ответилл, что, возможно, стоит создать в правительстве отдельное антикоррупционное ведомство.
Отвечая на вопрос депутата Светланы Горячевой о госконтроле за этикой и нравственностью на телевидении, кандидат в премьер-министры и вовсе отшутился, сказав, что идеальным решением для выполнения такой задачи было бы закрытие всех телеканалов.
Еще одного подобия конкретного ответа на вопрос добился зампред фракции Геннадий Гудков, спросивший Медведева о том, собираются ли отправить в отставку главу МВД Рашида Нургалиева за проваленную реформу полиции. Экс-президент, хотя и не сказал «да» или «нет», но все же сообщил депутатам, что тех министров, кто не справляется с работой, менять надо.
Ушел Медведев от ответов про кадры и на консультациях с фракцией КПРФ. Зампред фракции Сергей Решульский сказал «Газете.Ru», что на вопросы по составу правительства и критериям отбора Медведев ответил расплывчато, обещав заняться этим вопросом после своего назначения.
«Одним из ключевых наших вопросов были причины буксования обещанной Медведевым четыре года назад модернизации. Мы спросили, как он оценивает ее результаты, если реальных ее плодов пока не видно. На это он ответил, что, мол, работа ведется, результаты будут», — рассказывает Решульский.
Как и «эсеры», коммунисты еще накануне приняли решение Медведева не поддерживать.
Пленарное заседание началось через полчаса после окончания консультаций. По проходу Госдумы проследовали президент Владимир Путин, спикер Госдумы Сергей Нарышкин, а также кандидат в премьер-министры Дмитрий Медведев.
К лацканам пиджаков Путина и Нарышкина были пришпилены георгиевские ленточки, Медведев по неизвестным причинам данным аксессуаром не воспользовался.
За первыми лицами следовали помощник Медведева Аркадий Дворкович и пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. Депутат-справедливоросс Илья Пономарев воспользовался случаем и обратился к Пескову с вопросом: не слишком ли экстравагантным было его заявление по поводу разгона митинга на Болотной площади о том, что ОМОНу стоило обращаться с митингующими еще жестче.
На это Песков, по утверждению самого Пономарева, ответил депутату, что «еще слишком мягко сказано было: за раненого омоновца надо размазать печень митингующих по асфальту».
Сам Песков на вопрос, насколько корректно цитирует его Пономарев, корреспонденту «Газеты.Ru» отвечать не стал и повесил трубку.
Наконец, заседание Госдумы началось. Путин, представляя кандидатуру Медведева, был неожиданно краток. Президент напомнил собравшимся, что решение по кандидатуре премьер-министра было принято давно и что он и Медведев не представляют обществу «ничего, что можно было бы назвать подтасовкой».
Перечисление заслуг Медведева заняло несколько минут: реформа судебной системы, реформа МВД, либерализация Уголовного кодекса, разработка законов, направленных на борьбу с коррупцией, поправки в закон о политических партиях. «Дмитрий Медведев считает своей задачей увлечь общество идеей модернизации», — резюмировал Путин.
Медведев же, получив слово, говорил более часа, по большей части опять же сосредоточившись на заслугах предыдущего правительства и в который раз пересказывая историю о том, как эффективно правительство Путина выводило страну из кризиса.
Будущему правительству была посвящена половина выступления.
Конкретных обещаний Медведев практически не дал, заявив лишь, что сохранит принцип накопления в отдельном фонде доходов от сырьевого экспорта, что позволит стране в случае нового кризиса преодолеть его.
Кандидат в премьеры не упомянул, что автором этой стратегии был экс-министр финансов Алексей Кудрин, уволенный Медведевым с этого поста осенью 2011 года.
Конкретную цифру Медведев назвал, говоря об увеличении средней продолжительности жизни россиян до 75 лет к 2018 году. Перечисляя свои задачи, будущий премьер обещал бороться с непрозрачностью госзакупок, улучшать инвестиционный климат и отношение к предпринимателям, строить новое жилье, улучшать качество госуслуг, сделать так, чтобы к тому же 2018 году не менее 70% населения пользовалось ими в электронном виде, а также цитировал Фридриха Энгельса. «Каждый шаг, который действительно является движением, важнее дюжины программ», — увлеченно демонстрировал Медведев эрудицию.
Выступая, он сверялся с разными бумагами, его любимый iPad на трибуне отсутствовал. «Я буду открыт к контактам и консультациям со всеми политическими силами», — закончил Медведев свое выступление.
После этого депутатам дали возможность задать ему вопросы.
Наиболее непростым для будущего премьера оказался вопрос депутата от «Справедливой России» Оксаны Дмитриевой. Она спросила про судьбу пенсионной реформы. «Деньги, являющиеся частью обязательной накопительной части пенсии, стремительно обесцениваются и пропадают. Как будете решать пенсионные проблемы? Как относитесь к повышению пенсионного возраста? Наша фракция против этого. Как относитесь к частичной отмене пенсий для работающих пенсионеров? Наша фракция – против. Как относитесь к отмене досрочных пенсий для определенных категорий граждан? Наша фракция – против. Наша фракция выступает за учет периода учебы в общий рабочий стаж. Вы за или против?» — спрашивала Дмитриева.
Отвечая, Медведев повысил голос. «Я думаю, мой ответ на вашем желании голосовать по моей кандидатуре не скажется, но могу сказать откровенно: пенсионный вопрос — один из самых чувствительных. Можете не сомневаться: не будем резать по живому и принимать решения, которые всколыхнут всю страну», — эмоционально, но расплывчато говорил Медведев. «Что по пресловутому вопросу о возрасте выхода на пенсию, есть прямой ответ, который я уже давал: возраст выхода на пенсию не является решающим фактором в развитии пенсионной системы, и мы способны принимать решения, которые не обидят граждан и не разбалансируют систему, но принимать решения придется», — сказал кандидат в премьеры.
Ни одного вопроса, посвященного теме уличных протестов в Москве, Медведеву не было задано.
Напоследок дали выступить лидерам фракций. Как и ожидалось, лидер КПРФ Геннадий Зюганов и председатель «Справедливой России» Николай Левичев выступили с резкой критикой курса правительства, хотя тему роста протестных настроений и разгона демонстраций так и не затронули.
Единственным, кто затронул тему протестов, был лидер ЛДПР Владимир Жириновский, заявивший с обычной своей экстравагантностью, что Сергей Удальцов позволяет себе митинговать на улицах Москвы, так как именем его прадеда названа одна из улиц в столице, и что на Болотной площади «ножи и кровь».
Наконец, лидер думской фракции «Единой России» Андрей Воробьев констатировал окончание избирательного цикла в стране и рост гражданственной сознательности в обществе.
Голосование проходило в открытом режиме. 299 депутатов поддержали кандидатуру Медведева, 144 высказалось против. Дмитрий Медведев стал первым утвержденным премьером за последние 12 лет, который не преодолел планку в 300 голосов конституционного большинства. Последним главой правительства, который не преодолел эту планку, стал Владимир Путин в 1999, получивший 233 голоса. Для утверждения премьера это имеет скорее символическое значение, так как для легитимности достаточно простого думского большинства в 226 голосов. План администрации по обеспечению поддержки в 301 голос достигнут не был, но в рядах «Справедливой России» за Медведева проголосовали Джамаладин Гасанов, Николай Лакутин, Леонид Левин, Игорь Зотов и Алексей Митрофанов. Последнего Сергей Миронов пообещал исключить из фракции, четверо остальных партийного билета «Справедливой России» не имеют.