В Госдуму внесен законопроект, который вводит ответственность за публичную демонстрацию атрибутики и символики экстремистских организаций. Законопроект подготовлен Министерством внутренних дел и предполагает поправки в статью 20.3 Кодекса об административных правонарушениях и в закон «Об экстремизме».
Ранее в кодексе речь шла лишь о нацистской символике, однако теперь под запретом оказывается атрибутика всех организаций, в отношении которых судом было принято решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с экстремистской деятельностью.
Кроме того увеличивается размер штрафа за административное правонарушение. В законопроекте говорится, что за демонстрацию нацистской и экстремистской символики с граждан будет взиматься штраф в размере от 1 до 2 тыс. рублей, а с юридических лиц — от 10 до 50 тыс. рублей.
В списке запрещенных организаций Министерства юстиции, которых коснется новый законопроект, значатся Национал-большевистская партия (организация запрещена в России), «Движение против нелегальной иммиграции (организация запрещена в России)» вместе с несколькими другими правыми организациями, а также ряд религиозных организаций всевозможного толка.
Как отмечает юрист правозащитной ассоциации «Агора» Рамиль Ахметгалиев, изменения в административном кодексе в связи с принятием антиэкстремистского законодательства выглядят логичными. В то же время в российских законах нет четкого определения того, что является «символикой» и «атрибутикой», а это оставляет возможность применять закон произвольно, отмечает эксперт.
«В законе об НКО у нас говорится об эмблемах, флагах; в законе об общественных объединениях говорится о символике. Все эти термины и понятия в этих двух законах перемешаны, в отличие от понятия товарного знака, например. Там четко по полочкам разложено, что им является, что к нему относится и так далее», — говорит Ахмедгалиев.
Эксперт предполагает, что правоохранители могут отнести к символике и какое-либо изображение, и буквенное написание, связанное с запрещенными организациями. Это значит, что проблемы могут возникнуть, например, у преемницы бывшей НБП (организация запрещена в России) партии «Другая Россия». Ахмедгалиев утвердительно отвечает на вопрос о том, может ли татуировка с изображением лимонки на плече у активиста «Другой России» быть подведена под новый закон.
«От наших чиновников можно и этого ожидать. Если это будет на открытом предплечье и, допустим, на пляже. А чиновники посчитают, что это пропаганда и публичное демонстрирование, за что попробуют привлечь к ответственности. Теоретически такое возможно», — моделирует ситуацию Ахмедгалиев. Правда при этом, отмечает эксперт, на суде придется доказывать сходство между татуировкой и лимонкой, служившей символом нацболов.