8 апреля в Южной Осетии снова попробуют выбрать президента. Пока в республике спокойно, власти продолжают начатый перед выборами ремонт дорог и благоустраивают Пионерский парк в центре города (в декабре рядом с ним был палаточный лагерь оппозиции).
Две недели назад на пост президента претендовали четверо – бывший руководитель КГБ Леонид Тибилов, посол республики в России Дмитрий Медоев, лидер компартии Станислав Кочиев и уполномоченный по правам человека Давид Санакоев. Тибилов тогда набрал 42,48% голосов, а вот второе место было под вопросом: Санакоев получил 24,58%, а Медоев – 23,79%, и оба они фиксировали незначительные нарушения. Но Медоев оспаривать итоги отказался, и с политическим тяжеловесом Тибиловым во втором туре будет конкурировать 35-летний омбудсмен.
Его оппонент, 60-летний Тибилов, начинал карьеру школьным учителем, но в 1981 году пошел работать в КГБ СССР, а через 11 лет возглавил министерство госбезопасности Южной Осетии. В 1998 году он стал вице-премьером, в том же году вошел в состав комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Работал в аппарате парламента и замминистра по особым делам, и в 2006 году даже выдвигался в президенты. Тогда он набрал 0,9%, заняв второе место после Эдуарда Кокойты с его безусловными 98,1%. После проигрыша Тибилов два года возглавлял Первый республиканский банк, в последние годы продолжает заниматься грузино-осетинским урегулированием.
Биография Санакоева намного скромней. В начале 2000-х он помогал беженцам, в 2004-м стал омбудсменом и одновременно заместителем командира Отдельной горной роты МО и ЧС Южной Осетии.
Принимал участие в боевых действиях в августе 2008-го.
Когда только шла регистрация кандидатов, ЦИК республики последовательно, на разных этапах, отказался регистрировать тех, кто наиболее громко заявлял о своей оппозиционности – соратников победившей на отмененных декабрьских выборах Аллы Джиоевой Владимира Келехсаева и Сергея Зассеева, вице-спикера парламента Юрия Дзицойты.
Таким образом, у всех, кто остался, хорошие отношения с Кремлем. Об этом в интервью «Газете.Ru» после первого тура рассказывали и Тибилов, и Санакоев. Тем не менее южноосетинская оппозиция поддержала Тибилова: в его штабе корреспондент «Газеты.Ru» видел и Келехсаева, и замглавы МИД Алана Плиева, и других членов бывшего штаба Джиоевой. Кандидатура экс-главы КГБ больше устраивает и его бывшего соперника Кочиева, у которого мощный электоральный ресурс, несмотря на то что на выборах он набрал всего 5%. В ответ близкий и. о. президента москвичу Вадиму Бровцеву информационный ресурс rsonews.org сообщает о том, что штаб экс-главы КГБ готовит фальсификации, вброс 6 тысяч бюллетеней и подкуп избирателей из Владикавказа.
Сама Джиоева официально никого не поддерживает. Накануне она выступила с заявлением, в котором придерживается своей известной позиции: выборы нелегитимны, голосовать она не будет. «Менять свое решение и вдруг признать эти выборы законными и справедливыми я попросту не могу, как человек убеждений», — цитирует ее «Эхо Кавказа». Джиоева, впрочем, не исключает, что будет работать в команде нового президента, кем бы он ни был.
«Это уже зависит не от меня, а от того, кого народ изберет и как он себя поведет. Мы избираем президента не для того, чтобы вновь петь аллилуйю, а для того, чтобы заставить его работать на народ», — пояснила Джиоева.
Власти Северной Осетии и Москва подчеркнуто дистанцируются от избирательной кампании. На прошлых выборах кандидат Кремля руководитель МЧС Анатолий Бибилов провалился, несмотря на то что на предвыборных плакатах позировал с Дмитрием Медведевым. Недавно назначенный спецпредставитель президента России по Южной Осетии глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров отделался общими фразами, вроде «все участники политического процесса должны продемонстрировать, что государственность Республики Южная Осетия, её властные институты опираются на волю народа, на его патриотизм и сознательность». Бывший президент Южной Осетии Эдуард Кокойты на публике и в республике не появляется совсем. Одно время с его фамилией связывали фамилию Санакоева.
Омбудсмену даже пришлось поклясться на могилах жертв войны 2008 года, что он не ставленник бывшего главы республики, антирейтинг которого в Южной Осетии почти 100%.
Южноосетинский политолог Алан Парастаев в разговоре с «Газетой.Ru» сказал, что Москва, благодаря предварительному фильтру, через который пропустили кандидатов, готова работать с любым. «Но сейчас, конечно, больше шансов у Тибилова, несмотря на то что он в последние две недели не делал ничего, чтобы привлечь избирателей», — говорит Парастаев. В целом он считает нынешнюю избирательную кампанию «сонной»: кандидаты даже не конфликтуют друг с другом.