В Триполи начался суд над гражданами России, Украины и Белоруссии, которых обвиняют в пособничестве режиму экс-лидера Ливии Муамара Каддафи.
Дело рассматривает военный суд Триполи. Граждане бывших республик СССР были задержаны в конце августа прошлого года повстанцами в разгар боев за Триполи.
Тогда в плен попали 27 человек, среди которых 22 гражданина Украины, трое белорусов и двое россиян.
Официально о начале суда заявило только министерство иностранных дел Украины, об этом сообщил в четверг пресс-секретарь МИДа Александр Дикусаров. Он объяснил «Газете.Ru», что всего перед судом предстали 20 украинцев, работавших на нефтегазовых объектах, но обвиняют их в том, что они ремонтировали военную технику армии Каддафи. Все мужчины, единственную женщину, Ольгу Шадрову, недавно освободили и отправили на родину.
«Это первое заседание, на втором будет понятно, что им грозит», — сообщил Дикусаров. По его словам, «переговоры с ливийскими властями, МИДом, революционными бригадами идут с августа, пока удалось добиться предоставления им адвоката и переводчика и публичного рассмотрения дела».
Пресс-секретарь МИД Белоруссии Андрей Савиных сказал «Газете.Ru», что не может ни подтвердить, ни опровергнуть информацию о белорусах, которых судят в Триполи. «Но могу вас заверить, что наши граждане никогда не принимали участие ни в каких боевых действиях в Ливии, это все беспочвенные инсинуации», — заключил он.
Российский МИД не смог предоставить «Газете.Ru» оперативную информацию о начале судебного процесса в столице Ливии. Посольство России в этой стране также никак не комментирует сложившуюся ситуацию. «Мы не обладаем никакой информацией», — сообщили в посольстве.
В свою очередь, источник «Газеты.Ru» в дипломатических кругах подтвердил, что россияне и белорусы также предстали перед ливийским судом наряду с гражданами Украины.
О двух россиянах, удерживаемых в Ливии, 11 марта говорил уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов. «В настоящий момент в Ливии незаконно удерживаются двое российских граждан. Мы считаем, что эта ситуация неприемлема, она должна быть разрешена при конструктивном участии ливийских властей», — отметил дипломат.
Долгов рассказал, что в конце августа на западе Триполи бойцами повстанческого батальона «Какаа» были задержаны россияне Владимир Долгов и Александр Шадров для проведения расследования об их якобы причастности к ремонту и модернизации танков для войск Каддафи. С тех пор никаких официальных обвинений россиянам не предъявлялось, рассказал уполномоченный МИДа.
Вячеслав Сутин, брат Александра Шадрова, еще в сентябре рассказал Нижегородской государственной областной компании, что обратился в российский МИД с просьбой найти родственника. Сутин объяснил, что брат отправился в Ливию работать по контракту с сервисной фирмой, которая обслуживает технику, в том числе и военную.
«От какой-то нефтяной компании поехал он туда из Москвы. Где-то в июле, наверное. Он как бы был наделен полномочиями, чтобы людей туда вызвать, вызвал, наверное, сына и невестку. В конце августа связь прервалась, потом в интернете смотрю — его обвиняют, что он там чуть ли не снайпером был», — рассказывал Сутин.
Невестка Сутина Ольга Шадрова была освобождена в марте и вернулась на Украину. Она объяснила, что граждане СНГ были приглашены в Ливию российско-ливийской фирмой «Дакар» для работы на нефтяных промыслах, об этом писало a href=«http://www.segodnya.ua/news/14352962.html»>украинское издание «Сегодня».
По словам Ольги, Александр Шадров работал в Ливии давно и был на хорошем счету как опытный инженер. «Перед революцией руководство компании «Дакар» попросило у Шадрова подобрать им персонал для работы на скважинах», — объяснила Шадрова газете «Сегодня». После прибытия в Ливию персонал «Дакара» ожидал отправки на работу в пустыню в кемпинге в Триполи.
«21 августа к нам ворвались повстанцы. Под дулами автоматов нас заставили быстро собрать вещи и погрузиться в машины. Мужчинам связали руки проволокой», — вспоминает Шадрова. Повстанцы утверждали, что задержанные могут быть снайперами.
Первоначально их условия содержания были нормальными, их не отправили в тюрьму, а разместили в корпусе ливийского института нефти и газа. Но после Нового года задержанных закрыли в одной комнате, кроме семейной пары Шадровых. Большинство задержанных — пожилые люди, они жалуются на резкое ухудшение здоровья, рассказала Шадрова. Ее удалось освободить только после продолжительных переговоров украинского МИДа и новых властей Ливии. Вместе с Шадровой были освобождены еще двое граждан Украины.
Собеседник «Газеты.Ru» в нефтяной отрасли рассказал, что ничего не знает о компании «Дакар», нанимавшей граждан России, Украины и Белоруссии для работы. Другой источник «Газеты.Ru» в дипломатических кругах допускает, что представшие перед ливийским судом занимались обслуживанием военной техники. «Насколько я знаю, они (задержанные. — «Газета.Ru») были сотрудниками ремонтно-танкового завода», — отметил собеседник.
Каддафи мог использовать иностранных специалистов, в том числе и военных, считает эксперт Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Гумер Исаев. «Это обычная практика, когда государства третьего мира приглашают к себе специалистов. Это используют как африканские страны, так и страны Персидского залива», — отмечает эксперт. По его словам, врачи, инженеры и военные специалисты из России работали в Ливии давно и остались там во время вооруженного конфликта. «Но они (россияне. — «Газета.Ru») достаточно активно себя вели во время войны, они писали письма российскому руководству, где ситуация в стране была представлена иначе, чем об этом говорило мировое сообщество. Теперь происходит попытка поквитаться с этими людьми», — уверен Исаев. При этом российский МИД не предпринял нужных усилий для помощи своим соотечественникам, оказавшимся в Ливии. «Российским дипломатам должно быть стыдно. Те же украинцы оказались более активны и к своим гражданским отнеслись с большим вниманием», — подчеркивает эксперт.