В воскресенье в Южной Осетии пройдут президентские выборы, уже вторые за последние пять месяцев. На пост главы республики претендуют четыре кандидата — посол Южной Осетии в России Дмитрий Медоев, бывший глава КГБ Леонид Тибилов, уполномоченный по правам человека Давид Санакоев и лидер Компартии Станислав Кочиев. Оппозиционных кандидатов ЦИК не зарегистрировал. По данным главы медиацентра «Ир» Ирины Гаглоевой, отрыв кандидатов друг от друга небольшой: Тибилов на первом месте, Медоев и Санакоев делят второе, Кочиев на последнем. Победа кого-либо в первом туре, по словам Гаглоевой, маловероятна. Кроме того, она утверждает, что примерно 14% респондентов, которых опросил медиацентр, еще не решили, за кого голосовать, зато явка ожидается высокая: не пойдут на выборы только 8%.
Кажется, власти республики делают все, чтобы успокоить людей перед выборами после того, как в декабре тут едва не случилась революция. Уже в январе в Цхинвали, по которому раньше сложно было проехать даже на полноприводной машине, появились экскаваторы, грузовики с песком и гравием и даже пара десятков гастарбайтеров с Памира. Они бодро забрасывали ямы на дороге этим гравием. Несколько коттеджей недалеко от центра города неожиданно заселили жителями развалившихся домов, начали ремонтировать здание театра, пострадавшего во время войны в 90-х и сожженного в двухтысячных. Реконструкции подверглось даже здание правительства — его обшивают пластиковыми панелями, как московские пятиэтажки, а у здания музыкальной школы кладут московского же вида плитку.
Еще один повод для раздражения жителей Южной Осетии, теперь уже бывший генпрокурор Теймураз Хугаев, тоже исчез — подал в отставку. Уволить его пытались несколько месяцев, это было частью соглашения экс-президента Эдуарда Кокойты с лидером оппозиции Аллой Джиоевой, победившей на декабрьских выборах. Эту победу потом отменил Верховный суд, что стало поводом для беспорядков: в центре Цхинвали даже разбили палаточный лагерь. Потом уже и. о. президента Вадим Бровцев вносил в парламент представление на увольнение, но парламент его не утвердил. Отставку Хугаева в своей предвыборной кампании активно использовал Медоев. «Напряженная была обстановка: у нас был генеральный прокурор, который не пользовался у народа популярностью, с крайним недоверием к нему относились. Я потребовал от Совбеза и руководства республики принять меры, чтобы не было срыва выборов», — похвастался корреспонденту «Газеты.Ru» посол. Он в «день тишины» гулял в белых кроссовках вокруг фонтана на центральной площади Цхинвали в компании члена российской Общественной палаты Максима Григорьева. Медоев считается на этих выборах фаворитом Кремля, сам он это официально не подтверждает и не опровергает. На прошлых выборах Москва продвигала кандидатуру главы МЧС Анатолия Бибилова, и он на предвыборных плакатах был с Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым.
На этот раз, после провала Бибилова в прошлом году, связей с Кремлем никто не демонстрирует, хотя агитацией завешаны все стены в городе. Ярко-желтые плакаты Санакоева на осетинском языке предлагают избрать «молодой республике молодого президента». Омбудсмену действительно всего 35, всю агитацию он ведет по-осетински и даже во время предвыборных дебатов на русском практически ничего не говорит. В его штабе говорят, что это «по просьбе осетинской интеллигенции», а сам Санакоев заявил «Газете.Ru», что рассчитывает на поддержку всего населения — даже тех, кто на прошлых выборах был сторонником оппозиции. Но собеседники «Газеты.Ru» в Южной Осетии утверждают, что омбудсмен тоже кандидат Кремля, что его активно поддерживает администрация президента, в частности замначальника управления по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Владислав Гасумянов, который курировал переговоры Кокойты и оппозиции в декабре. Гасумянова источники в республике также называют наиболее вероятным кандидатом на пост премьер-министра Южной Осетии; раньше эту должность занимал Бровцев.
Тибилов, позируя на фоне томика Конституции, гарантирует «стабильное будущее», «верховенство закона и равноправие всех граждан».
«Кочиев — или будет хуже», угрожает коммунист. Символ его кампании — сжатый кулак. На самом деле, несмотря на то что ему нет еще и 60, лидер КПРФ тяжело болен: он восстанавливается после инсульта и операции на троичном нерве и страдает от болей. Собеседники «Газеты.Ru» в штабе Тибилова утверждают, что Кочиев принимает участие в предвыборной гонке только для того, чтобы перетянуть на свою сторону протестный электорат.
Медоев настроен куда более миролюбиво — в красном галстуке и на фоне зеленых холмов дипломат желает: «Цвети, моя Осетия».
Лозунги Тибилова соответствуют его положению политического тяжеловеса: в свои 60 он был не только главой КГБ, но и руководил контрразведкой, занимал должность вице-премьера, избирался депутатом Верховного совета, а сейчас входит в комиссию по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Именно у Тибилова максимальные шансы привлечь тот оппозиционный электорат, который в ноябре и декабре голосовал за Джиоеву. Находящийся в бессрочном отпуске главный тренер российской сборной по вольной борьбе Джамбулат Тедеев Тибилова неофициально поддерживает: по мнению собеседников «Газеты.Ru» в Южной Осетии, именно поддержка Тедеева привела к победе Джиоеву. Кроме того, в штабе кандидата корреспондент увидел несколько членов предвыборного штаба оппозиционерки. Сама Джиоева с февраля находилась в больнице, после того как месяц назад силовики взяли штурмом ее штаб. Ее тщательно охраняли четыре сотрудника милиции и никого к ней не пускали. Открыто говорить о своих политических пристрастиях она, по словам ее окружения, боится, поскольку ее уже пытались обвинить в попытке государственного переворота. Во второй половине дня в субботу стало известно, что Джиоеву выписали из больницы, однако никаких комментариев она пока СМИ не дает.
Тем временем люди в Цхинвали очень ждут, что она определится со своим фаворитом. Впрочем, один из сотрудников штаба Тибилова выразил уверенность, что «70% избирателей и так все понимают», в результате чего экс-глава КГБ наберет «52–53% и может выиграть даже в первом туре». «Я жду, что Алла скажет, — призналась «Газете.Ru» жительница Цхинвали Инга. — Я голосовала за нее два раза, в первом и во втором туре, выходила за нее на площадь, я доверяю ей и ее мнению». В то, что Джиоева поддерживает Тибилова, Инга не очень верит — боится, что «эти слухи распускает правительство, чтобы Тибилова выбрали». Если оппозиционерка не выскажется в пользу кого-либо конкретного, то Инга отдаст голос Санакоеву, «потому что молодой».
Ирина Гаглоева утверждает, что избирателям будет сложно определиться: программы кандидатов примерно одинаковые, и зависеть все будет только от личного к ним отношения, потому что избирателей в списках всего 34 360 человек.