Конституционный суд (КС) России во вторник вынес решение, которое должно защитить депутатов региональных парламентов от угрозы потери своих мандатов из-за разногласий с руководством партий и фракций. Согласно обнародованному постановлению, депутат имеет право покидать ряды партии, по списку которой он был избран, но при этом обязан остаться в составе парламентской фракции.
Основанием для отзыва мандата может быть только добровольный выход народного избранника из своей фракции. Избавиться от неугодных, исключив их из фракции, тоже нельзя.
Именно такое конституционно-правовое толкование 12-й статьи Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» теперь будет считаться верным во всех спорных случаях.
Разбираться в том, как соотносятся фракционная и партийная принадлежность, судьям КС пришлось в связи с жалобой жительницы Чувашии Тамары Романовой. Будучи членом партии КПРФ, она в 2006 году избралась по партийному списку в Государственный совет республики. В ходе работы у Романовой не сложились отношения с лидером чувашских коммунистов депутатом Госдумы Валентином Шурчановым. По утверждению самой Романовой, от нее неоднократно требовали написать заявление о выходе из КПРФ по собственному желанию. Однако она проявляла принципиальность и заявляла, что покинет партию, только если ее исключат.
Летом 2009 года депутат Романова все-таки написала заявление о выходе из партии. Правда, тут же его отозвала. Тем не менее спустя полтора года, в феврале 2011-го, местное отделение КПРФ сочло ее покинувшей партийные ряды. Вслед за этим Романову, как беспартийную, исключили из состава фракции коммунистов в региональном парламенте, а в марте 2011 года лишили депутатского мандата на основании статьи 12 закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Текст закона гласит, что «депутат, избранный в составе списка кандидатов… не вправе выйти из фракции, в которой он состоит». «Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран», — отмечается в статье
Суды общей юрисдикции ранее признали правомочность действий госсовета Чувашии. Тогда и была подана жалоба в КС.
Признав конституционность положений закона в целом, КС обратил внимание на неправильное применение его норм в деле Тамары Романовой. «Закон… не предполагает возможность исключения депутата… из фракции, в которой он состоит… и досрочного прекращения его депутатских полномочий, вследствие выхода его из политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран депутатом», — указано в постановлении КС.
Проще говоря, депутат не имеет права выходить из фракции в которой состоит и вступать в другую партию. Только эти действия грозят ему отзывом мандата.
«Закон обязывает оставаться во фракции не всех депутатов, а только тех, кто был избран по партийным спискам. Согласитесь, логика в этом есть, пусть и не бесспорная, — пояснил решение суда судья-докладчик по делу Константин Арановский. — При этом закон обязателен не только для отдельного депутата, но и для фракции в целом. Когда фракция сама решает прекратить членство депутата во фракции, то это означает сильно отступить от положений закона. Потому что фракция все-таки не партийная ячейка. Ведь во фракцию могут входить не только депутаты соответствующей партии. Выдвигала депутата партия, избирали его граждане. И акт исключения депутат из фракции представляется по меньшей мере спорным». Председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин, представлявший в процессе законодательную власть, с таким пониманием закона согласился.
«Если бы мы в законе предусмотрели право фракций исключать из своего состава депутатов, и правовым последствием этого было бы прекращение депутатских полномочий. Это привело бы к очень жесткому влиянию партийной бюрократии на личные позиции депутатов», — сказал он в ходе предварительных слушаний.
«Сейчас в Государственной думе случаются ситуации, когда депутаты выражают свое мнение вразрез с позицией фракции, — признал Плигин. — Это мнение достаточно часто бывает жестким. Я думаю, рано или поздно решение этой проблемы будет найдено».
Что касается дела Тамары Романовой, то оно подлежит пересмотру. Но вот как будет решаться вопрос с ее депутатскими полномочиями, учитывая, что сейчас в госсовете республики заседает уже следующий созыв народных избранников — пока неясно.