Население сербских анклавов Косово, провозгласившего свою независимость в феврале 2008 года, проголосовало за отказ признавать албанское правительство в Приштине легитимными. На референдуме, который не признала ни одна международная организация, это решение поддержали 99,74% пришедших на участки 14 и 15 февраля, открытые в местах компактного проживания сербов на севере края. Явка в сербской общине, насчитывающей 35,5 тыс. человек, составила около 75%.
Лидеры сербской общины Косово рассчитывали на то, что явка будет даже выше, но согласились с тем, что свою роль сыграли рекордные морозы, накрывшие Балканский регион.
Результаты референдума несут чисто символическое значение: ни Приштина, ни международные организации, ни даже Белград их не признают. Власти Сербии пытались уговорить соотечественников не идти на демарш, утверждая, что это может ухудшить международные позиции Белграда, пытающегося хоть как-то решить косовскую проблему. Президент Сербии Борис Тадич говорил накануне референдума, что этот шаг «вреден, если говорить о государственных интересах». Наблюдатели ОБСЕ и миссии ООН в Косово проигнорировали приглашение прибыть на сербские территории.
Власти Европейского союза, которые выступают главными посредниками на переговорах между Белградом и Приштиной, референдум проигнорировали. Майя Коциянчич, официальный представитель верховного представителя ЕС по иностранным делам и политики безопасности Кэтрин Эштон, объявила, что проблемная ситуация в Северном Косово должна разрешиться «не на баррикадах и не путем референдумов», но только путем диалога, т. е. с привлечением косоварской стороны.
Единственным защитником этой идеи, похоже, выступил российский министр иностранных дел Сергей Лавров. «Считаю, что это сигнал и Приштине, и Белграду, и всем тем, кто старается оказать международное содействие разрешению всех аспектов данной ситуации», — цитирует главу МИДа РИА «Новости». «Игнорировать подобное — ошибка», — сказал Лавров.