В пятницу президент предложил Совету федерации утвердить Валерия Зорькина в очередной раз главой Конституционного суда России. «В соответствии с действующим порядком, с учетом той большой работы, которую вы проводили все эти годы в должности председателя Конституционного суда РФ, принимая во внимание ваш огромный опыт, я принял решение внести вашу кандидатуру на соответствующую должность для рассмотрения Советом федерации», — сказал Медведев в ходе встречи с Зорькиным в пятницу, сообщает «Интерфакс». Официальный документ поступил в Совет федерации вечером пятницы.
Кандидатура Зорькина должна быть утверждена сенаторами через две недели после поступления представления президента в Совет федерации, рассказал член комитета Совета федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества СФ Анатолий Лысков.
По его словам, ближайшее заседание палаты запланировано на 22 февраля, заседание комитета, который первым оценит кандидатуру Зорькина, — на 20 февраля. Зорькин занимает свой пост уже четыре срока, его полномочия истекают 21 февраля.
Глава Конституционного суда в России будет назначаться впервые: до сих пор его избирали судьи.
Поправки в закон «О Конституционном суде» о назначении председателя КС были внесены в 2009 году, в 2010 году для председателя КС было сделано исключение по возрасту: в отличие от остальных судей КС он может продолжать работать и после достижения 70-летнего возраста. Эксперты «Газеты.Ru» уже тогда предположили, что поправка о возрасте вносится в закон специально «под Зорькина» — главе КС исполнится 70 лет через два года. В соответствии с поправками глава КС назначается на 6 лет, раньше он избирался на 3 года.
В изменении порядка назначения главы КС проявился «квазилиберализм Медведева», считает адвокат Вадим Прохоров. По мнению эксперта, изменение порядка назначения главы КС «нехорошая, вредная вещь, потому что судьи из этого процесса исключены». В ходе последних выборов Зорькин конкурировал с Маратом Баглаем (председателем КС в 1997—2003 годах), напомнил Прохоров. «И власти тогда продвигали избрание Баглая», — отмечает эксперт.
Сомнений в том, что Зорькин будет утвержден Советом федерации, у экспертов нет:
«Я Валерия Дмитриевича знаю давно. Считаю, что это достойная кандидатура с глубочайшими, обширнейшими знаниями. Приверженец права, человек-эталон. На него стоит равняться, если мы ставим целью строительство правового государства», — считает Лысков.
Доволен решением Медведева и полномочный представитель правительства России в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский. Признавшись, что «не может быть объективен», так как «очень давно знаком» с Зорькиным, собеседник «Газеты.Ru» заявил, что считает главу КС «одним из самых грамотных юристов России».
«В силу возраста и своего многолетнего положения этот человек независим. Он не будет делать карьеру, не будет бояться сказать «нет» сильным мира сего, и на него невозможно оказать давление. С другой стороны, всегда и во всем хочется обновления. Но, может быть, Конституционный суд — это не та инстанция, где такие обновления так уж необходимы», — считает Барщевский.
«Зорькин во многом живет прежней славой, когда в 1993 году, в ходе конфликта двух центров власти, он занял антиельцинскую позицию — это ему до сих пор припоминают как большую заслугу, — напоминает Прохоров. — Но в последние годы он всегда занимает жесткую пропутинскую позицию, также вызывают большие вопросы его истерика октября 2010 года о том, что не надо пресмыкаться перед Европейским судом по правам человека, и так называемые антиоранжистские статьи», — не согласен Прохоров.
В 2010 году Зорькин опубликовал в «Российской газете» статью «Предел уступчивости», в которой выразил сомнение в необходимости исполнения всех решений Европейского суда по правам человека. Вслед за статьей сенатор Александр Торшин предложил законопроект, ограничивающий перечень поводов для пересмотра дел по решению ЕСПЧ. До слушаний в парламенте этот законопроект так и не дошел, но успел вызвать широкий резонанс.
В декабре 2011 года, после первых многотысячных митингов против фальсификаций на выборах в Госдуму, в «Российской газете» вышла статья Зорькина «Дух закона» о его страхе перед 1993 годом.
«Митинговые страсти апеллируют не к закону, а к чему-то другому, — писал он. — Сегодня я вижу этот провал в послевыборном поведении многих околовластных и оппозиционных фамусовых, готовых защищать свои выборные результаты далеко не только правовыми средствами. И я вижу этот провал в поведении многих околовластных и оппозиционных чацких, которые — кто-то из «нутряной» нерасчетливой оголтелости, а кто-то из вполне расчетливой провокационности — занимаются переводом оппозиционного протеста в бурлящую далеко за пределами правового поля митинговую стихию».
По мнению Зорькина, сейчас нужна сила, «способная предотвратить перерастание митинговой стихии в эксцессы, чреватые новой угрозой самому существованию нашей государственности».
«Четкая политическая позиция», занятая Зорькиным, как минимум не соответствует духу закона «О Конституционном суде» и может вызвать сомнение в беспристрастности всего КС в случае соответствующего обращения граждан, отмечает Прохоров.
С этим категорически не согласен Барщевский, попросивший отметить, что «не имеет чести знать такого выдающегося юриста, как Вадим Прохоров». «Судья Зорькин и ученый Зорькин имеет право высказываться по любому вопросу, если это не запрещено законом «О Конституционном суде». Решение в КС принимают 19 человек, и при принятии решения он один из 19», — заявил Барщевский «Газете.Ru».