Экс-чиновник администрации президента Никита Иванов был в среду назначен сенатором от Республики Ингушетия. Указ был подписан в среду, в этот же день глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров представил Иванова руководителям силовых структур республики.
«Евкуров отметил, что Никита Иванов в Совете федерации будет осуществлять тесное взаимодействие исполнительных органов государственной власти Республики Ингушетия с федеральными министерствами и ведомствами для решения вопросов, касающихся социально-экономического и культурного развития республики», — говорится в сообщении пресс-службы Ингушетии, опубликованном на официальном сайте.
В ответном слове Никита Иванов поблагодарил главу Ингушетии «за оказанное ему доверие и отметил, что ставит перед собой цель — информировать людей о своей работе в Совете федерации, о своем видении процессов происходящих как в Ингушетии, так и в России в целом».
Экс-чиновник кремлевской администрации был избран депутатом в сельский совет муниципального образования «Ольгетти» Джейрахского района на выборах, прошедших 4 декабря. Никита Иванов на посту сенатора от Ингушетии сменил Мухарбека Дидигова, который 13 декабря был избран председателем народного собрания республики.
Никита Иванов работал в управлении внутренней политики администрации президента в период с 2005-го по 2008 год и, по многочисленным сообщениям в СМИ, курировал там работу с прокремлевскими молодежными движениями. Это управление напрямую подчиняется первому замруководителя администрации президента Владиславу Суркову.
К сфере деятельности Иванова собеседники в Кремле относили работу с прокремлевской молодежью, а после ситуации на Манежке — контроль за футбольными фанатами. Впрочем, бывший депутат Госдумы от «Единой России» и экс-лидер молодежного движения «Россия молодая» Максим Мищенко не подтверждает, что Иванов курировал в администрации президента молодежную политику. «Я даже не понимаю, как ее можно курировать, это миф, конечно», — заявил «Газете.Ru» политик, ныне заседающий в Общественной палате.
Летом 2011 года Иванов участвовал в праймериз единороссов по Московской области, хотя в итоге попал в список партии от Ивановской области. Его кандидатура была в списке партии на выборы в Госдуму, который утвердил съезд 24 сентября, но потом она внезапно исчезла. При этом функционеры «Единой России» не смогли объяснить причин исчезновения.
Теперь выяснилось, что параллельно Иванов баллотировался в муниципальный совет в Ингушетии.
Назначение Иванова, с которым, по словам Мищенко, он «был знаком», прокомментировать он не может и добавляет лишь, что он «удивлен». Ингушский оппозиционер Магомед Хазбиев также удивлен назначением на пост сенатора Никиты Иванова. «Никто в республике не знает, откуда он взялся, за что его назначили, за какие заслуги. Ну пусть будет он, может, он для Ингушетии сделает больше, чем нынешние руководители», — предполагает Хазбиев.
Исследователь Human Rights Watch по Северному Кавказу Татьяна Локшина не смогла объяснить назначение Иванова сенатором от Ингушетии. «Никиту Иванова из администрации? Вы шутите? Я даже не знаю, как это сразу комментировать», — такова была первая реакция эксперта на назначение сенатором экс-чиновника. По ее словам, мотивация главы Ингушетии понятна.
«Он забирает к себе лицо, приближенное к администрации президента, он может своими связями поспособствовать наладить взаимодействие республики с федеральным центром», — предполагает Локшина. «Хотя мне кажется, что интересы республики в сенате должен представлять чиновник, с ней связанный, не обязательно родившийся, но хотя бы значительное время проведший там и знающий ситуацию», — уверена эксперт.
Оппозиция подозревала Иванова в причастности к силовым акциям против своих сторонников. В частности, речь идет о нападении на членов НБП (организация запрещена в России) около станции метро «Автозаводская» в августе 2005 года. Неизвестные люди, вооруженные бейсбольными битами и кусками арматуры, избили оппозиционеров, трое из которых оказались в больнице с серьезными травмами, после чего попытались скрыться с места инцидента на автобусе. Но их задержала полиция и доставила в ОВД «Даниловский». Анонимный источник в МВД тогда рассказал «Газете.Ru», что в отделение милиции якобы приехал сотрудник администрации Никита Иванов, чтобы помочь освободить задержанных. Несмотря на то что уголовное дело было заведено, оно так и не было доведено до конца.
Причем среди задержанных был Роман Вербицкий, также известный на тот момент как один из лидеров группировки «Гладиаторы» московского «Спартака» по кличке «Колючий». «В движе (внутри движения. — «Газета.Ru») не секрет, что за нападением на нацболов стояла молодежь «гладиков» («Гладиаторов» — «Газета.Ru»), которых использовали «втемную». Им объяснили, что надо напасть на антифашистов и красных, которые избивают русских людей», — пояснил «Газете.Ru» источник в фанатских кругах. Впоследствии Вербицкий, несмотря на то что в отношении его было заведено несколько уголовных дел, так и не доведенных до суда, возглавил ДМД (Добровольные молодежные дружины. — «Газета.Ru») движения «Наши». По данным источника «Газеты.Ru», Никита Иванов искал контакты с футбольными болельщиками еще до событий на Манежной площади. «Насколько я знаю, это было еще в конце 2004 года. Как говорили, именно он предлагал дружбу и сотрудничество нескольким авторитетным группировкам, но в итоге на это согласилась лишь одна из них», — пояснил источник.
О возможной причастности Иванова к освобождению задержанных из ОВД «Даниловский» со ссылкой на источник в МВД писал и Илья Яшин, один из сопредседателей «Солидарности», на тот момент руководивший молодежным «Яблоком». Сам Никита Иванов никогда не давал комментарии СМИ, в том числе и по подозрениям в свой адрес.