Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Свобода слова» захлебнулась кровью

В Дагестане убит издатель независимой газеты «Черновик» Гаджимурад Камалов

В Махачкале убит основатель независимой газеты «Черновик» Гаджимурад Камалов. Самый популярный в раздираемой религиозными противоречиями республике еженедельник предоставлял слово и исламским пуристам-салафитам, и приверженцам традиционных суфийских толков, а сам не раз становился объектом давления со стороны властей. Официальных версий преступления пока нет, коллеги Камалова также не говорят, кто, по их мнению, мог стоять за убийством.

Хаджимурад Камалов (сам он писал свое имя как Гаджимурад), основатель и издатель независимого дагестанского еженедельника «Черновик», был убит вечером в четверг в Махачкале, неподалеку от редакции его родного издания. 46-летний Камалов был одним из самых известных в Дагестане журналистов, он возглавлял компанию «Свобода слова», которая является учредителем газеты «Черновик», выходящей с 2003 года.

Покушение на Камалова было совершено около 23.45 мск на улице Магомеда Гаджиева, недалеко от офиса ОАО «Свобода слова». В него выстрелили 14 раз.

В следственном управлении СК РФ по Дагестану «Интерфаксу» сообщили, что по факту убийства было возбуждено дело по двум статьям УК — 105-й (убийство) и ст. 222-й (незаконный оборот оружия). «С места покушения изъято 14 гильз от автомата. По предварительным данным, преступник был один и скрылся пешком», — сообщают дагестанские следователи.

У республиканского МВД другие данные и о числе нападавших, и о том, как они покинули место преступления. В официальном сообщении министерства, опубликованном на сайте, говорится, что преступник был не один и участники покушения скрылись с места преступления, предположительно, на двух автомобилях — черных Lada Priora и ВАЗ-2109. Для поиска машин в республике введен план «Вулкан-3».

Основатель «Черновика» до позднего вечера оставался на работе, а когда вышел провожать знакомого, раздались выстрелы. Как передает корреспондент онлайн-издания «Кавказский узел», услышав выстрелы, все сотрудники «Черновика» выбежали на улицу. Подоспевшая «скорая» не смогла спасти издателя — он скончался по дороге в республиканский травмопункт. Покушение на Камалова совершил человек в маске, а «такой способ убийства не характерен для практики боевиков», — полагает издание.

Следствие пока не берется утверждать, кто мог организовать убийство. Но, как передает РИА «Новости» со ссылкой на свои источники в правоохранительных органах, в качестве одной из основных версий преступления «рассматривается профессиональная деятельность погибшего».

«Мы никогда не говорили, что мы оппозиционная газета. Мы не оппозиция, мы позиция», — объяснил «Газете.Ru» редакционную политику «Черновика» его главный редактор Биякай Магомедов.

«Если были какие-то нарушения, мы о них писали, но так за последнее время у нас не было открытых конфликтов, никаких угроз нам не поступало. Если бы они поступали, то мы, конечно, предприняли бы какие-то меры предосторожности», — заявил он.

Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко не согласен: «Как это ни печально, но это убийство было ожидаемо, Камалов и его «Черновик» слишком многих раздражали. Это самая популярная дагестанская газета, и, когда говорили о независимой прессе в Дагестане, имели в виду именно ее». По словам эксперта по исламу, в настоящее время религиозные противоречия между салафитами (в московской прессе чаще используется неверный термин «ваххабиты») и приверженцами традиционных суфийских толков в мусульманстве достигли в Дагестане точки кипения, а этому конфликту была посвящена изрядная доля материалов «Черновика». Обновленческий ислам в его салафитском изводе, очень жестком при трактовке ценностных и поведенческих норм Корана, начал закрепляться в Дагестане еще с 1990-х, но полную силу обрел в середине следующего десятилетия. Отвергающее традиционное клановое и этническое разделение, характерное для Дагестана, это течение быстро вступило в конфликт с Духовным управлением мусульман республики, которое контролируется представителями «официального» суфийского ислама. В настоящее время салафитская община сильно радикализована, уход молодежи «в лес» приобрел широкий размах, в то время как власти продолжают чаще всего игнорировать запросы «обновленцев», пополняя кадровые резервы в том числе и для правоохранительных органов в рядах мюридов (последователей суфийских шейхов).

«Черновик» — это светская газета с ярко выраженным религиозным крылом, которая раздражала все стороны, и салафитов, и приверженцев традиционного ислама, но, на мой взгляд, салафитов все-таки больше», — заявил эксперт «Газете.Ru». «Я очень боюсь спекулировать, но на фоне всего происходящего на Кавказе обращения в шариатский суд на главу Ингушетии Юнус-Бека Евкурова из-за фальсификаций на выборах, волнений в Южной Осетии ситуация очень серьезная», — говорит Малашенко.

Имя Камалова в сентябре 2009 года попало в «расстрельные списки», распространявшиеся по Махачкале. В них неизвестные авторы призывали «уничтожать бандитов и мстить за сотрудников милиции и мирных граждан». Камалов оказался одним из восьмерых дагестанских журналистов, которые в этих листовках причислялись к «пособникам боевиков». «Знайте, что вы находитесь под нашим прицелом, и в скором времени каждый из вас ответит за свои деяния», — цитирует «Кавказский узел» текст документа. Но с этой историей Магомедов не может связывать это преступление: «Тогда говорилось, что эти листовки распространялись родственниками (погибших от рук исламистского подполья. – «Газета.Ru») милиционеров, но потом выяснилось, что это не так».

«Черновик» и его журналисты не раз оказывались и под прессингом властей. Редакции приходилось постоянно переезжать из-за того, что арендодатели разрывали контракты, а одно время газету отказались печатать все дагестанские типографии и тираж газеты издавался в других регионах Северного Кавказа. Летом 2008 года в отношении главного редактора газеты Надиры Исаевой и четырех сотрудников издания были возбуждены уголовные дела по ст. 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные с использованием СМИ) и ст. 282 (возбуждение ненависти либо вражды). Состав преступления был обнаружен в публикации «Террористы номер один», в которой приводились прямые цитаты лидера дагестанского исламистского подполья Раппани Халилова. В мае этого года после двух экспертиз и годичного перерыва в рассмотрении суд оправдал Исаеву и ее журналистов «за отсутствием состава преступления». «У нас в последнее время не было проблем с МВД, а с президентом (Магомедсаламом Магомедовым) мы поддерживали конструктивные отношения», — говорит главред «Черновика».

Новости и материалы
В Госдуме предложили увеличить налог на машины с громким выхлопом
Россиянам посоветовали ходить в баню для ментального здоровья
Премьер Чолаку: Румыния готова стать частью «шенгена»
Житель Белгородского района был ранен в результате удара украинского беспилотника
В Харькове мужчины перестали выходить на работу из-за облав военкомов
Основатель Zenden прокомментировал обыски на складах
Пашинян призвал Армению и Азербайджан вернуться к границам советских республик
Пашинян готов «сделать все на 100% и даже больше» ради мира с Азербайджаном в этом году
Психолог объяснил, как правильно ссориться при детях
Бывший тренер сборной России назвал фаворита в матче «Спартака» с «Локомотивом»
В Словакии допустили новые провокации на фоне обострения конфликта на Украине
Медведев прокомментировал отношения РФ и Саудовской Аравии
На предприятии в Подмосковье обнаружили 19 нелегальных мигрантов из Латинской Америки
Украинец залил газовым баллончиком военкомов, не сумев дать взятку
В Белом доме недовольны сотрудничеством России и КНДР
Медведев рассказал, как «Орешник» повлияет на конфликт на Украине
Гуф сделал предложение своей девушке на сцене во время концерта в Москве
Отец и сын торговали нелегальным спиртом в Москве и попались полиции
Все новости