Исламистская группировка «Джунд аль-Халифат» — «Солдаты халифата» — взяла на себя ответственность за взрывы, произошедшие в понедельник в областном центре Атырау, сообщает Kazakhstan Today со ссылкой на The Long War Journal. Ранее эта группировка угрожала правительству Казахстана терактами, если не будет отменен новый закон о религии.
В понедельник утром в Атырау произошло два мощных взрыва.
«Возле дома № 30 микрорайона Сарыарка неизвестным мужчиной произведен самоподрыв неустановленного взрывного устройства, в результате чего он погиб на месте, в близлежащем жилом здании частично выбиты окна», – говорится в заявлении прокуратуры Казахстана.
Личность погибшего установлена: им оказался Бауржан Султангалиев, 1987 года рождения, отмечает следствие. «В результате обысков, произведенных по месту жительства Султангалиева обнаружено самодельное взрывное устройство, компоненты для изготовления взрывчатки, а также инструкция по сборке самодельных взрывных устройств. По данным ведомства, взрывные устройства, сработавшие в мусорном контейнере и пустыре, не были начинены поражающими элементами.
В заявлении «Солдат халифата», которое цитирует SITE Intelligence Group, занимающийся мониторингом исламистских ресурсов, взрывы «были просто предупреждением правительству».
«Мы отрицаем, что последнее нападение было совершено как самоподрыв. Кажется, бомба взорвалась случайно, что привело к мученической смерти носителя», — говорится в заявлении. Также представители «Солдат халифата» подчеркнули, что сознательно «не стремились к смертности и травматизму из-за опасения причинить вред большому количеству людей».
Исламисты еще раз призвали власти страны отменить новый закон, запрещающий намаз в госучреждениях и требующий ежегодную регистрацию иностранных миссионеров, в противном случае угрожая властям «реками крови» и повторением событий в арабских странах.
«Знайте, что политика, которой вы следуете, та же, что была применена в Тунисе, Ливии и Египте. Однако, как вы видели, это отразилось только потерями на тех, кто осуществлял ее», — говорилось в заявлении «Солдат халифата» накануне взрывов в Атарау.
Власти страны признали религиозную подоплеку произошедших накануне взрывов. «Я оцениваю все происходящее как действия, совершаемые на последнем издыхании группой лиц, сочувствующих арестованным членам деструктивных религиозных сект», — отметил замглавы местной администрации Болат Даукенов.
Ранее власти Казахстана, несмотря на рост с начала года числа взрывов и случаев вооруженного сопротивления сотрудникам правоохранительных органов, предпочитали квалифицировать происходящее как хулиганство. В феврале 2011 года у актюбинского СИЗО прогремел взрыв. Независимые СМИ расценили эту акцию как месть за содержание в тюрьме обвиняемых в подготовке теракта: лидер подозреваемых террористов умер в тюрьме. В начале апреля спецназовцы штурмовали квартиру трех предполагаемых боевиков в Алма-Ате, но штурм был неудачным. В результате 11 спецназовцев подразделения «Сункар» были ранены, двое боевиков подорвали себя, и только одного удалось взять живым. В течении недели в мае в Казахстане произошло сразу два взрыва. 17 мая смертник взорвал себя в здании Комитета национальной безопасности (КНБ) в Актюбинске. Шахид, которых был фигурантом дела об экстремистской организации, погиб, четыре человека пострадали. Власти страны отказались признать, что это был теракт, и завели уголовное дело по статье «хулиганство». Спустя неделю взорвалась машина, припаркованная у следственного изолятора КНБ в Астане. Самым нашумевшим стало убийство в начале июля трех сотрудников правоохранительных органов салафитами, еще три спецназовца были ранены сторонниками радикального ислама. Спецоперация против салафитов с использованием вертолетов продолжалась неделю. В итоге были убиты девять человек, связанных, по мнению властей, с убийством полицейских. При этом власти отрицали религиозную подоплеку произошедшего и называли напавших на полицейских «бандой» и «членами местной ОПГ».
Казахские власти осознают угрозу и риски со стороны исламистов, отмечает глава центра по изучению постсоветского пространства Алексей Власов. «Поэтому и появился законопроект о религии, который должен оказать превентивное воздействие на распространение экстремизма. С другой стороны. есть КНБ (Комитет национальной безопасности. – «Газета.Ru»), который действует силовыми методами, чтобы воспрепятствовать созданию таких групп, прежде всего в сельской местности», — отмечает эксперт. Пока опасность распространения влияния радикальных исламистов на Казахстан меньше, чем в соседнем Узбекистане и Таджикистане. «Сказать о том, что в Казахстане существует поддержка радикалов, нельзя. Хотя и раньше на юге действовали и «Хизб ут-Тахрир» (организация запрещена в России), и «Исламское движение Узбекистана» (организация запрещена в России), — отмечает Власов.