В пятницу Конституционный суд Украины по просьбе Службы безопасности страны (СБУ) разъяснил положения конституции о недопустимости использования при возбуждении дел доказательств.
Из разъяснения следует, что аудиозаписи бывшего сотрудника управления охраны президента майора Николая Мельниченко, положенные в основу уголовного дела в отношении экс-президента Украины Леонида Кучмы, не могут быть представлены в качестве вещественного доказательства в суде.
Ч. 3 ст. 62 конституции Украины говорит, что «обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем». В июле этого года СБУ обратилась в КС, попросив разъяснить, на какие именно доказательства распространяется действие этого положения. Обращение сразу связали с уголовным делом в отношении Кучмы, обвиняемого в причастности к убийству журналиста Георгия Гонгадзе, расследование которого в тот момент завершалось. СБУ такую связь отрицало. Защита Мельниченко также указывала, что СБУ не является субъектом обращения в КС, но суд не отказался рассматривать обращение службы.
В своем разъяснении КС обратил внимание, что обвинение в совершении преступления «не может быть основано на фактических данных, полученных незаконным способом, а именно в нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина (кроме случаев возможности ограничений, предусмотренных основным законом Украины), с нарушением установленного законом порядка, средств, источников получения фактических данных, а также не уполномоченным на это лицом», сообщает «Украинская правда». Суд также отметил, что признаваться допустимыми и использоваться как доказательства в уголовном деле могут только фактические данные, полученные в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства. «Проведение оперативно-разыскной деятельности общественными, частными организациями и лицами, иными органами или их подразделениями, кроме определенных в ч. 1 этой статьи, запрещено», — говорится в постановлении КС. Проведение оперативно-разыскной деятельности по своему усмотрению нарушает не только законодательные положения, но и конституционные права и свободы гражданина, считает суд.
«Конституционный суд Украины решил, что (...) положения первого предложения ч. 3 ст. 62 конституции Украины, согласно которому обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем, следует понимать так, что обвинение в совершении преступления не может основываться на фактических данных, полученных в результате оперативно-разыскной деятельности уполномоченного на то лица без соблюдения конституционных положений или с нарушением порядка, установленного законом, а также полученных путем совершения целенаправленных действий по их сбору и фиксации с применением средств, предусмотренных законом Украины об оперативно-разыскной деятельности лицом, не уполномоченным на осуществление такой деятельности», — говорится в резолютивной части решения.
Обжаловать решение КС нельзя, оно окончательное и обязательно к исполнению на территории Украины, отмечает издание. Применительно к делу Кучмы оно означает, что если будет доказано, что записи разговоров Кучмы производились с помощью «средств, не предусмотренных законом Украины об оперативно-разыскной деятельности», то использовать их в качестве доказательства будет нельзя, так как ранее сам Мельниченко заявлял, что делал записи по собственной инициативе.
Уголовно-процессуальный кодекс Украины (ст. 14-1) допускает прослушивание разговоров, но для этого требуется решение суда, которого в случае Мельниченко не было. Исключение — закон «О борьбе с терроризмом», под действие которого случай Кучмы явно не попадает.
«Все, сняли вопрос по Кучме», — так прокомментировал решение Конституционного суда директор украинского Института глобальных стратегий Вадим Карасев.
По словам эксперта, разъяснение суда, касающееся экс-президента Украины, — это следствие нового внешнеполитического курса Киева. «Думаю, что это следствие общего тренда на поворот в сторону России. Теперь не надо перед Западом раскручивать дело Гонгадзе. Если Януковича называют диктатором в Европе и Америке, зачем теперь ставить под удар Кучму в сомнительном деле?» — размышляет Карасев.
Решение Конституционного суда может быть следствием сделки нынешнего президента Украины и экс-главы государства, считает эксперт.
«Кучма выйдет из активной политики и перестанет критиковать власть. В последнее время он этот делал очень ехидно, критикуя нерадивость и непрофессионализм властей», — отмечает Карасев.
Решение Конституционного суда Украины напрямую связано не только с делом Гонгадзе и новым внешнеполитическим курсом Киева на сближение с Москвой, но и с уголовным преследованием Мельниченко, считает депутат Рады и политолог Олесь Доний.
«Здесь и вопрос об эмиграции Мельниченко, и информационная кампания на канале СТБ, которым владеет Пинчук (Виктор Пинчук — украинский бизнесмен, занимает второй место в списке богатейших людей Украины в списке Forbes, зять Кучмы. — «Газета.Ru): на этой неделе показали фильм, который рассматривает дело Гонгадзе как провокацию неизвестных сил, активно намекая на американское посольство», — объясняет Доний.
По его словам, власти Украины ведут против западных стран «информационную войну в стилистике времен Советского Союза»: «Дело Гонгадзе реанимируют не только для того, чтобы обелить Кучму и сделать Януковича продолжателем традиций экс-президента, это было бы слишком просто. Необходимо показать Запад инициатором незаконных действий против власти. Тема Запада и «оранжевой революции» уже всем надоела».
Записи отставного майора СБУ Мельниченко, якобы сделанные им по собственной инициативе в кабинете президентского дворца Кучмы, были одним из ключевых доказательств причастности экс-президента к смерти журналиста издания «Украинская правда» Георгия Гонгадзе. В сентябре 2000 года Гонгадзе был похищен по дороге с работы домой, его обезглавленное тело было найдено спустя три месяца. Запись, на которой голоса, похожие на голоса Кучмы и главы МВД Украины Юрия Кравченко, обсуждают, что с Гонгадзе надо «разобраться», впервые были обнародованы вскоре после убийства журналиста. На другой записи Кравченко докладывает о проделанной работе.
Эксперты признали, что голос на пленке принадлежит Кучме, но он утверждал, что записи смонтированы.
Кравченко был обнаружен на собственной даче мертвым в начале 2005 года, накануне допроса по делу Гонгадзе. По официальной версии, экс-глава МВД Украины покончил жизнь самоубийством, но многие считали иначе. Тогдашний министр внутренних дел страны Юрий Луценко публично высказал мнение, что его предшественника убили.
Против Мельниченко в 2004 году было возбуждено уголовное дело за превышение служебных полномочий и разглашение государственной тайны. После прихода к власти Виктора Ющенко дело майора было закрыто. Летом 2011 года Печерский суд Киева признал незаконным прекращение уголовного дела. В октябре стало известно, что Мельниченкораз покинул Украину, сам он объяснил бегство тем, что узнал о планах его убийства. Ранее он провел несколько лет в США.