Судье киевского Печерского суда Родиону Кирееву потребуется чуть меньше двух недель, чтобы написать приговор Юлии Тимошенко: он должен быть вынесен 11 октября. До этого дня Киреев будет находиться под усиленной охраной, доступ к нему будет максимально ограничен, передает «Украинская правда». В пятницу у Печерского суда произошла очередная стычка сторонников обвиняемой, которые снесли забор, и бойцов спецподразделения «Беркут».
11 октября в зал пустят только участников процесса и журналистов. Адвокат Тимошенко Юрий Сухов считает, что это свидетельствует о том, что приговор будет обвинительным. «Он (судья. — «Газета.Ru») предусматривает, что могут быть нарушения порядка в зале суда», — пояснил адвокат. Его коллега Николай Сирый добавил, что решение Киреева в любом случае будет обжаловано в Киевском апелляционном суде. «Все доказательства являются надлежащими, допустимыми и достаточными», — цитирует РИА «Новости» прокурора Александра Микитенко. В среду обвинение попросило приговорить Тимошенко к 7 годам лишения свободы за превышение должностных полномочий при подписании газовых контрактов между Россией и Украиной.
Сама экс-премьер в пятницу так и не выступила с последним словом. Подсудимая просила Киреева дать ей время до понедельника, но он ей отказал, согласившись только на двухчасовой перерыв.
«Сейчас вы нам не разрешили подготовиться к заключительному слову, — обратилась к судье Тимошенко. — Я не могу быть с вами на равных, мне больше нечего добавить».
«Интерфакс» уточняет, что до этого Киреев 15 минут убеждал ее все же выступить, мол, произнесение последнего слова — «право, а не обязанность». Еще один адвокат Тимошенко, Александр Плахотнюк, после окончания заседания заявил журналистам: «Судья почему-то решил, что Юлия Тимошенко отказывается от последнего слова, хотя она неоднократно заявляла, что не отказывается, а только просит предоставить время для подготовки. Это объективная необходимость».
Накануне подсудимая в ходе дебатов выступила с речью. Как отмечает УНИАН, в этот день на процессе она фактически председательствовала, ее поддержала дочь Евгения Карр. Она сказала, что «не увидела доказательств и состава преступления, а потому не поняла, в чем именно обвиняют маму».
«Мне становится страшно, как мои и ваши дети будут жить в стране, где не действует право», — сказала девушка, которая в 2005 году вышла замуж за английского рокера, фронтмена группы Death Valley Screamers Шона Карра.
Сама Тимошенко в суде рассказала о причинах возникновения в 2009 году газового кризиса: по ее словам, в этом виновата ликвидация в 2001 году привязки платы за транзит российского газа к его цене, лишение Украины поставок из Средней Азии, передача их «Росукрэнерго», разрушение отношений «Газпрома» и «Нафтогаза» и вызванные, по ее мнению, коррупцией долги. Подсудимая считает, что сейчас ее судят как раз за то, что «достаточно четко «подвинула» коррупционные интересы». «Президент Кучма меня помещал в такую же тюрьму, он меня сажал за то же, за то, что решая вопросы и проблемы людей, я тогда очень серьезно «отодвинула» все финансовые интересы олигархии, которая уже на тот момент правила страной», — цитирует Тимошенко УНИАН.
Оправдательного приговора, судя по этой речи, она не ждет и считает, что обвинительный «уже написан».
«По моему делу сначала был написан приговор Печерского районного суда в администрации президента, потом было возбуждено уголовное дело, потом оно было «расследовано» СБУ и прокуратурой, а после того началось судебное расследование», — уточнила экс-премьер.
Тимошенко считает, что президент Виктор Янукович хочет устранить политического конкурента, но если ее осудят, то «это будет клеймо на лбу Януковича, что он диктатор». Обращаться с просьбой о помиловании она не намерена, потому что «это будет признанием диктатуры на Украине». Еще Тимошенко в суде говорила о том, что если ее признают виновной, то это может стать причиной срыва договора об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. Этот документ подразумевает введение безвизового режима и создание зоны свободной торговли. В частности, дело Тимошенко обсуждалось на саммите «Восточного партнерства» в Варшаве — там же, где политика белорусских властей подверглась настолько жесткой критике, что делегация Белоруссии саммит покинула.
Чиновники Евросоюза на саммите говорили о судьбе Тимошенко с Януковичем, назвав ее серьезным вопросом в двухсторонних отношениях, передает «Интерфакс».
«Мы еще раз сказали о том, что отвергаем возможное избирательное использование судебной системы против оппозиции», — рассказал журналистам президент Совета ЕС Герман ван Ромпей.
«Мы хотим, чтобы этот вопрос был решен», — добавил глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. «Как уже сказали мои коллеги, мы представили украинским властям очень четко мнение Европейского союза о том, что, в частности, плохое обращение с оппозицией, нарушение гражданских стандартов, может иметь негативное влияние на завершение переговоров», — заключил Дональд Туск, премьер-министр председательствующей сейчас в ЕС Польши.
Приговор Тимошенко, скорее всего, будет обсуждаться 3 октября в Страсбурге, на сессии ПАСЕ. По словам главы российской делегации Константина Косачева, на заседании будет присутствовать министр иностранных дел Украины Константин Грищенко и «не исключено, что в понедельник депутаты ассамблеи будут расспрашивать его о ситуации на Украине, а в четверг этот вопрос будет вынесен на обсуждение сессии». В пресс-службе ПАСЕ уточнили, что по делу Тимошенко, возможно, будет проведена «срочная дискуссия», а в понедельник на сессии выступит Евгения Карр, в тот же день там выступит и Грищенко.
Но у властей Украины есть шанс освободить Тимошенко от уголовной ответственности. Как сообщил спикер Верховной рады Владимир Литвин, на следующей неделе парламент может рассмотреть законопроекты о декриминализации нескольких статей Уголовного кодекса. Это позволит вводить не уголовную, а финансовую ответственность. Один документ внес Янукович, а второй — оппозиция, и в нем, в частности, упоминается 365-я статья о превышении должностных полномочий. По словам Литвина, законопроекты будут объединены. Защита Тимошенко согласна. «Декриминализация статьи под один случай — это не тот способ, который мы приветствуем. Но учитывая то, что нужно выйти из этого позорного положения, в котором оказалась Украина в связи с данным делом, то мы бы согласились и на декриминализацию», — заявил «Украинской правде» Николай Сирый. По его словам, этот процесс может занять всего несколько дней.