Назначенную на вечер среды акцию молчаливого протеста все ожидали с беспокойством — помнили о жестоком подавлении аналогичных акций летом, после которых акции сошли на нет из-за опасений массовых задержаний. С другой стороны, все последние дни Александр Лукашенко не переставал говорить о сотрудничестве с Евросоюзом, что позволяло надеяться, что жесткого разгона с арестами участников на этот раз не будет.
За несколько часов до начала акции назначенная накануне посол ЕС в Белоруссии Майра Мора предупредила, что Европейский союз будет внимательно наблюдать за действиями властей в ходе акции протеста, организуемой «сетевыми революционерами». «Это будет очень важно видеть, что случится сегодня», — подчеркнула Майра Мора на пресс-конференции в Минске.
«Мы наблюдаем за всем, что происходит в Белоруссии. Но это будет показательно. Увидим», — сказала посол ЕС.
Сам Лукашенко, днем инспектировавший колхозы Минской области, рассуждал об акции протеста философски: «Вот, наша пятая колонна, оппозиция, пытается раскачать наше государство.
Никогда ничего не получится, если у тебя гражданин накормлен и одет.
Никакой раскачки не будет, тем более, белорусы неглупые люди. Они помнят, что было в советское время. Видели, что было 10 лет назад, и видят, что есть сейчас», — отметил глава Белоруссии.
К моменту начала акции в Минске на протяжении всего маршрута от площади Независимости в сторону Октябрьской площади дежурило огромное количество милиционеров в штатском, причем многие из них журналистам были уже хорошо известны. Возле предполагаемого места проведения акции на проспекте Независимости наблюдалась наибольшая концентрация милиции и сотрудников в штатском. Буквально через каждые 10—20 метров стояли люди с видеокамерами, которые снимали собравшихся и просто прохожих.
Автобусы без номеров с омоновцами во множестве стояли во дворах домов на проспекте Независимости.
В начале акции (19.00 по местному времени, 20.00 мск) на той стороне проспекта Независимости, где расположены здания КГБ, ГУМа и «Макдоналдса», людей собралось заметно больше, чем на противоположной, — так и было предусмотрено планом акции. В общей сложности число собравшихся достигло примерно тысячи человек, они растянулись на большую длину отрезка проспекта. Наиболее заметные группы молодежи (по сотне-две человек) сосредоточились возле ГУМа и «Макдоналдса».
После того как в толпе раздались первые аплодисменты, сотрудники милиции предупредили, что они готовы начать задержания. Однако, когда стало хлопать большое количество людей, сотрудники милиции вопреки ожиданиям отступили. Автомобили сигналили в знак поддержки хлопающих.
Как это часто случалось и ранее, в день проведения акции у белорусских интернет-пользователей возникли проблемы с доступом в сеть. Еще до назначенного времени стала недоступной соцсеть «ВКонтакте» — основной канал распространения информации о времени и месте акции, позднее отключились оппозиционные сайты «Хартия'97», «Радио «Свобода», «Белорусский партизан», «Еврорадио».
На всем протяжении акции в Минске сотрудники милиции и КГБ демонстративно игнорировали хлопающих в ладоши.
За действиями милиции на проспекте Независимости наблюдали два представителя генпрокуратуры. На глазах журналистов
к сотруднику спецслужб подошла пожилая женщина с вопросом: «Ну, что будем делать?». Тот ответил: «Предлагаю проголосовать и разойтись!»
Собравшиеся действительно спокойно разошлись в 20.00 по местному времени — через час после начала акции.
Немногочисленные акции протеста прошли еще в нескольких городах Белоруссии.
Во время молчаливой акции на Советской площади в Гродно собралось около десятка молодых людей. К ним подошли милиционеры и переписали паспортные данные. Человек в штатском снимал происходящее на видео. Люди на площади никак себя не проявляли, в ладоши не хлопали.
В Гомеле улица Советская была очень оживленной, подсчитать количество участников акции, отделив их от просто проходивших мимо, оказалось невозможным. Некоторые хлопали в ладоши.
В Могилеве в центре города собралось несколько десятков человек.
В Солигорске на молчаливую акцию протеста пришли около десяти человек, милиция дежурила в машинах.
В Слуцке во время молчаливой акции протеста на центральной площади города были задержаны три человека из восьми вышедших на площадь. К собравшимся подошел капитан милиции и заявил, что в РОВД поступил анонимный звонок о проведении несанкционированного мероприятия. Он дал участникам акции пять минут на то, чтобы разойтись. По истечении пяти минут были задержаны трое мужчин.
В Пинске милиция оцепила центральную площадь и никого не пускала на нее.
«Брутального насилия не было по одной простой причине: Лукашенко продолжает заигрывать с Европой. Пытается играть в некую демократию», — говорит Наталья Радина, редактор сайта «Хартия'97», покинувшая Белоруссию после освобождения под подписку о невыезде и получившая политическое убежище в Литве. «Печально, что европейские чиновники, которые, похоже, за неимением никакой другой стратегии готовы продолжать бессмысленный «диалог» с белорусским президентом, могут закрыть на это глаза», — считает эксперт «Газеты.Ru».
Главным отличием нынешней акции от летних стало то, что ее организаторы впервые сформулировали конкретные требования к белорусскому руководству. Накануне администраторы «Революции через социальные сети» распространили список требований к властям из десяти пунктов: гарантия неприкосновенности вкладов и сбережений граждан; индексация зарплат, пенсий и пособий в соответствии со средними по состоянию на май 2010 года и рыночным курсом белорусского рубля; единый курс рубля; широкая и открытая общественная дискуссия, в том числе в государственных СМИ, об экономической и политической ситуации в стране с участием представителей власти, оппозиции, отечественных и зарубежных экономистов; создание комитета по экономической ситуации и реформам в составе ведущих экономистов республики, банкиров, бизнесменов, представителей профсоюзов; немедленное освобождение и реабилитация всех политических заключенных; прекращение репрессий в отношении политических оппонентов, общественных деятелей, журналистов и правозащитников; проведение реальных действий по спасению белорусского языка; введение льготного либо бесплатного проезда на общественном транспорте для учащихся и студентов по всей республики, а не только в Минске; свободная продажа валюты без предъявления документов и регистрации сделки купли-продажи.
Акции молчаливого протеста проводились в Белоруссии с 8 июня по 27 июля еженедельно по средам в знак протеста против политики властей. Первые акции были многолюдны, затем активность участников пошла на спад. Этому во многом способствовали жесткие действия властей: разгоны и задержания не только участников акций, но и случайных прохожих, штрафы и длительные административные аресты наиболее активных участников.