Юрий Лужков, который 28 сентября будет отмечать первую годовщину своей отставки с поста мэра Москвы, дал интервью агентству «Интерфакс». В нем он признался, что до сих пор не знает, почему утратил доверие президента.
«Внятного публичного ответа о причинах моей отставки не было и нет до сих пор. Могу догадываться», — недоумевает Лужков.
«Это не относится к хозяйственной деятельности, — считает бывший градоначальник. --. Я думаю, что это решение продиктовано опасением моей возможной нелояльности по отношению к новому руководству страны». Очевидно, под «новым руководством страны» Лужков подразумевает лично Медведева. О не предпринятых вовремя Лужковым «шагах для нормализации отношений» с главой государства говорил и премьер-министр Владимир Путин. Медведев в декабре прошлого года объяснял свое решение «невиданных масштабов коррупцией» и пробками на дорогах столицы. «Нужно делом заниматься, а не личным пиаром и политическими разводками», — сказал тогда глава государства. Фраза о «политических разводках», впрочем, так и осталась необъясненной. Принято считать, что Лужков был заподозрен в намерении поссорить Медведева и Путина.
Бывший градоначальник также сказал, что хотел бы остаться в политике, чтобы бороться за возвращение выборности глав регионов (а значит, и мэра Москвы). При этом ни президентских амбиций, ни желания создать собственную политическую партию у Лужкова нет, отмечает агентство.
В интервью сразу после своей отставки Лужков много критиковал политическую ситуацию в России. За год его оценки не изменились.
Перспективы, по мнению Лужкова, «неясные», а «политические партии не самостоятельные».
Единственной партией, «немножко пытающейся обособиться» (от Кремля), Лужков назвал КПРФ, отметив, впрочем, что «это обособление тоже имеет свои ограничения». «Справедливая Россия» как партия не состоялась, констатировал бывший мэр, из-за «ошибочно сделанной ставки на человека предельно слабого и непоследовательного, и при этом с большими амбициями», то есть ее лидера Сергея Миронова. ЛДПР Лужков считает «партией маргиналов», но за ее «стабильные 7% голосов» не волнуется. «Яблоко», по его мнению, «партия порядочных людей», но теряет поддержку из-за «человека с радикальным настроем» Сергея Митрохина, сменившего бывшего лидера Григория Явлинского.
Очевидно, интервью Лужков дал еще до скандала с расставанием Михаила Прохорова и партии «Правое дело», но уже в тот момент он отказал ПД в электоральной поддержке, обосновав это «20-летним наступлением олигархов на страну».
Прохорову Лужков предрек скорый уход из политики: «Думаю, что он, как человек принципиальный, недолго там продержится».
О перспективах партии «Единая Россия», из которой бывший мэр вышел сразу после отставки, Лужков ничего говорить не стал. Лишь признался, что «испытал большое облегчение, подписав заявление о выходе из партии». «Уже прошел год, и я вижу, что поступил правильно», — отметил он.
Самостоятельный бизнес, как и политика, в России также невозможен, следует из интервью Лужкова.
В частности, он считает ошибкой намерение своей супруги Елены Батуриной продолжать вести бизнес в России. «Сегодня заниматься бизнесом в нашей стране невозможно. Много случаев рейдерства, гринмейла, необоснованных решений государственных органов в отношении бизнесменов. Неслучайно капиталы, как и люди, бегут из России», — считает бывший мэр.
На минувшей неделе стало известно, что Батурина продала свою самую знаменитую девелоперскую компанию «Интеко», но, по словам Лужкова, у нее еще остается бизнес в России. Вести его Батурина пока предпочитает из Англии, где учатся дети ее и Лужкова, следует из интервью.
«Елена вернется в Россию, когда будет уверена в том, что она гарантированно сможет вернуться к своим детям, обучающимся в Англии. Сегодня таких гарантий власть, преследующая нашу семью, дать не может», — рассказал Лужков.