Следственный комитет России (СКР) предъявил в понедельник обвинение бывшему губернатору Тульской области Вячеславу Дудке. Экс-губернатор обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 290 УК РФ (получение взятки в крупном размере группой лиц по предварительному сговору). Это редакция ч. 4 ст. 290 УК от 2003 года, пояснил «Газете.Ru» адвокат Дудки Владимир Жеребенков. Редакцию 2011 года экс-губернатору не предъявляют, так как преступление, в котором он обвиняется, было совершено до ее вступления в силу, а новая редакция ухудшает положение обвиняемого, уточнил адвокат.
Старая редакция ч. 4 ст. 290 предусматривает гораздо более мягкое наказание — до 12 лет заключения и штраф до 1 млн рублей.
Если бы Дудке было предъявлено обвинение в новой редакции закона, принятой по инициативе президента Дмитрия Медведева и вступившей в силу в мае этого года, он мог бы получить гигантский штраф – от 2,4 млрд до 3,2 млрд рублей (от 60-кратной до 80-кратной суммы взятки) с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет. Самое жесткое наказание по ч. 4 ст. 290 УК – лишение свободы на срок до десяти лет плюс штраф в 50-кратном размере взятки (в случае Дудки это 2 млрд рублей).
Мера пресечения для Дудки еще не избрана, сказал Жеребенков «Газете.Ru». Следователь вынес постановление о заключении экс-губернатора под домашний арест, но суд его еще не рассмотрел, решения ждут во вторник или среду, рассказал адвокат. До решения суда Дудка свободен.
Дудка и его бывший подчиненный, директор департамента имущественных и земельных отношений Тульской области Виктор Волков, обвиняются в предоставлении земельного участка под строительство гипермаркета за взятку в 40 млн рублей. Земельный участок в Туле площадью 2,5 га весной 2010 года получила корпорации ГРИНН. По версии следствия, 17 ноября 2010 года деньги за участок передал директор корпорации ГРИНН Дмитрий Добрынин. Руководитель госучреждения «Тульские парки» Андрей Степанов, которого следствие считает посредником в сделке, получил деньги от Добрынина и хранил их у себя. 6 января 2011 года он передал всю сумму сотрудникам ФСБ, которые пришли к нему с обыском по делу о взяточничестве.
Жеребенков считает преследование своего клиента политически мотивированным или ошибочным. По его словам, в деле вообще нет описания каких-либо преступных действий, совершенных Дудкой. «Да, есть два постановления о выделении земельного участка, но он должен был подписать их по должности. До подписания постановлений участки смотрят около 40 специалистов — наличие обременения, МЧС, пожарные и т. д., и только после того, как все бумаги лягут на стол губернатора, он подписывает документ», — говорит Жеребенков. Кроме того, адвокат указывает на то, что в течение нескольких месяцев после того, как деньги были переданы посреднику, ни Дудка, ни Волков не предпринимали никаких действий — ни чтобы их передать, ни чтобы их получить.
Волков был арестован в январе 2011 года по подозрению в покушении на получение взятки. Вскоре после этого в московском аэропорту Домодедово был задержан Дудка, направлявшийся за границу на лечение. Губернатора препроводили в СКР для беседы, а информагентства сообщили, что арестованный Волков дал показания, из которых следовало, что деньги предназначались Дудке. Губернатор тогда опроверг своего бывшего коллегу, однако спустя полгода, в конце июля, он досрочно оставил пост, написав заявление об отставке, а 15 августа СКР сообщил о возбуждении в его отношении дела о получении взятки.
17 августа в СКР состоялся допрос Дудки, после которого стало известно, что он остается на свободе в статусе подозреваемого. Тогда Дудка снова отверг подозрения в свой адрес, заявив следователям, что «в основу постановления о возбуждении дела положен оговор со стороны Волкова, показания которого не подтверждаются фактическими материалами», рассказал тогда Жеребенков. По словам Жеребенкова, показания на Дудку облегчили положение Волкова: он был отпущен под домашний арест. «Может быть, он (Волков) почувствовал политическую конъюнктуру: приближаются выборы», — не исключает адвокат. Кроме того,
в регионе «была серьезная борьба с правоохранительными органами», в результате которой стали рушиться схемы, выстроенные правоохранителями, указал Жеребенков.
Ранее адвокат заявил о намерении обжаловать возбуждение дела в Генпрокуратуре, пояснив, что в документе отсутствует указание на то, какие именно преступные действия совершил его доверитель. На следующий день после обращения Жеребенкова в Генпрокуратуру следователи пришли с обыском в деревенский дом отца Дудки, где экс-губернатор проживал после отставки. Сообщения о результатах обыска были неоднозначными: по данным одних СМИ, у Дудки были найдены «мешки денег», другие сообщали, что у экс-губернатора изъято только дедовское ружье. Жеребенков подтвердил, что, кроме ружья 1870 года изготовления, у Дудки ничего найдено не было.
В конце августа стало известно об исключении Дудки из партии «Единая Россия». Поводом стало его обращение к новому главе региона с требованием выплаты компенсации после ухода с поста губернатора. «Дудка покинул пост в сложный для области период и не имел права требовать денежных выплат. Мы воспользовались правом, предоставленным уставом партии, и исключили его из «Единой России», – пояснил тогда представитель партии.